Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Все о работе
  4. Жизнь в коллективе

Причины конфликтов на работе

1 Февраль, 2013 28059
Причины конфликтов на работеПричины конфликтов на работе 1 Февраль, 2013     28059

Какая бы не была компания, вызывать деловые конфликты может следующие: ограниченность финансовых и человеческих ресурсов, взаимозависимость исполнителей в процессе выполнения каких-либо заданий, несоответствие представлений о целях и ценностях, различия в уровне интеллектуального развития и образованности, а также неумение людей общаться друг с другом.

Распределением финансовых и человеческих ресурсов занимаются менеджеры. Ключевая цель, которую они преследуют, заключается в том, чтобы наиболее эффективным способом получить желаемый результат деятельности. Необходимость делить финансовые и человеческие ресурсы неизбежно ведет к возникновению производственных конфликтов. К примеру, руководитель отдела рекламы и маркетинга может вменить в вину начальнику отдела продаж то, что на развитие его отдела выделяется намного меньше финансовых средств, чем на развитие и расширение отдела продаж.

В процессе того, как организация упрочивает свое положение на рынке и расширяется, увеличивается и возможность развития и усугубления деловых конфликтов. Это связано с тем, что при расширении организации обостряется проблема взаимодействия специализированных отделов между собой в процессе производства товаров или услуг. Ведь, как показывает практика, специализированные отделы в намного большей степени стремятся к достижению своих собственных целей, нежели общих целей компании. Например, отдел продаж может требовать производства более разнообразной продукции, поскольку это повысит его конкурентоспособность и увеличит объем сбыта. При этом отдел снабжения может стремиться закупить более существенные объемы сырья и материалов, чтобы снизить себестоимость единицы продукции. Финансовый же отдел будет пытаться воспользоваться деньгами, взятыми под товарно-материальные запасы и инвестировать их.

Различные, зачастую противоречивые, представления сотрудников о целях и ценностях являются причинами деловых конфликтов, так как работники рассматривают только те аспекты ситуаций, которые, по их мнению, могут способствовать или противодействовать удовлетворению их личных потребностей и интересов, вместо того, чтобы объективно анализировать предметно-содержательные аспекты проблемы.

К примеру, подчиненные могут искренне полагать, что они всегда имеют право критиковать руководителя. Находясь под ударами критики подчиненных, руководитель, напротив, считает, что подчиненные должны не критиковать руководство, а работать, быть исполнительными и аффективными. Естественно, каждая сторона имеет собственное право на определенное мнение и позицию: руководитель может ожидать от сотрудников более интенсивной включенности в работу, а подчиненные - большего внимания к своим нуждам. Однако и те и другие нередко не учитывают право противоположной стороны на иное мнение, в связи с чем, конфликты между руководством и подчиненными, возникающие на почве разногласия в определении целей и ценностей, имеют место в любой компании.

Данный конфликт описан в шутливой юмореске Гейнца Кноблоха: «Что говорят о начальнике у нас? Если начальник приходит на работу вовремя, то говорят: «Это он нарочно приходит, чтобы к нам потом придираться». Если же он опаздывает, то говорят: «Конечно, ему все прощается; на то он и начальник». Если он спрашивает, как поживает семья сотрудника, то говорят: «Вечно он сует нос в чужие дела». Если же он не спрашивает, то говорят: «Это такой черствый человек, что ему до людей никакого дела нет». Если начальник просит вносить предложения, то говорят: «Он сам ничего не может придумать нового». Если он сам начинает вносить предложения, то говорят: «Все по-своему делает».

Если он быстро принимает решение, то говорят: «У него все наспех». Если принимает решение медленно: «У него нет никакой решительности». Если он собирается расширить отдел, говорят: «Хочет, чтобы у него был самый большой отдел». Если он сокращает штаты, то говорят: «Всегда он выезжает на наших горбах». Если он четко придерживается инструкций, то говорят: «Бюрократ». Если он стремится обойти юридические нормы, то говорят: «Совести нет у человека». Если он шутит: «Идиотские шуточки». Если он серьезен: «Ты хоть раз видел, чтобы он улыбался?!» Если отдел работает хорошо: «Ничего удивительного: всю работу тянем мы». Если отдел работает плохо: «Мы-то здесь при чем? Это начальник у нас – никудышный...».

Деловой конфликт отражен также в шутливой «Догме подчиненного», которая широко распространена в фирмах и организациях в последние годы и может выступить эффективным психотерапевтическим средством для подчиненного, настроенного на критику своего руководителя. Текст «Догмы подчиненного» таков:

-  Шеф всегда прав.
-  Шеф не спит – шеф отдыхает.
-  Шеф не лжет – шеф дипломат.
-  Шеф не пьет – шеф дегустирует.
-  Шеф не упрям – шеф последователен.
-  Шеф не флиртует – шеф обучает кадры.
-  Шеф не ест – шеф восстанавливает силы.
-  Шеф не трус – шеф поступает предусмотрительно.
-  Шеф не кривится – шеф улыбается без энтузиазма.
-  Шеф не опаздывает – шефа задерживают важные дела.
-  Шеф не мямлит – шеф делится своими размышлениями.
-  Шеф не почесывает затылок – шеф обдумывает решение.
-  Шеф не ошибается – шеф принимает рискованные решения.
-  Шеф не изменяет своей жене – шеф выезжает в командировку.
-  Шеф не кричит – шеф убедительно выражает свою точку зрения.
-  Шеф не переносит критики – шеф уважает слаженный коллектив.
-  Шеф не любит подхалимов – шеф премирует лояльных работников.
-  С шефом не случаются дорожные происшествия – у шефа есть водитель.
-  Шеф не неуч – шеф предпочитает творческую практику бесплодной теории.
-  Шеф не любит сплетен – шеф выслушивает мнение сотрудников.
-  Шеф не забывает – шеф просто не засоряет свою память излишней информацией.
-  Чьи убеждения совпадают с убеждениями шефа, тот делает карьеру.
-  Кто приходит со своими убеждениями, выходит с убеждениями шефа.
-  Если хочешь жить и работать спокойно – не опережай шефа в развитии.
-  Если шеф не прав – читай сначала.



Различия в уровне интеллектуального развития, жизненного опыта и образованности часто выступают причинами деловых конфликтов. Так, потенциально конфликтными могут быть гомогенные женские и гомогенные мужские коллективы в том случае, если между членами коллектива наблюдаются существенные различия в уровне интеллектуального развития и жизненного опыта. В женских коллективах возникает напряженная, нервозная и конкурентная атмосфера, в мужских – атмосфера «армейской казармы» с жесткими законами по праву более опытного и сильного. Однако если в женском коллективе руководитель – мужчина, конфликты, как правило, нейтрализуются или перестают возникать. В мужском коллективе руководителем должен выступать прежде всего более старший и образованный специалист, имеющий решительный характер и сильную волю.

Кроме того, различия в манере поведения также могут оказаться конфликтогенными. Так, люди непосредственные, импульсивные и эмоциональные сложно «срабатываются» друг с другом. В таком коллективе необходимо, чтобы часть персонала была представлена людьми уравновешенными, стабильными и имеющими богатый жизненный опыт.

Неумение эффективно общаться в деловой сфере часто выступает причиной возникновения конфликтов. Распространены следующие социально-психологические характеристики, ведущие к конфликтам: неумение до конца выслушать друг друга, отсутствие установки на понимание точки зрения другого человека, восприятие иной позиции в качестве начала конфликта, стремление во всех проявлениях партнера видеть только личный смысл и не замечать объективно-содержательных аспектов общения, установка на противодействие и конфронтацию, стремление применять только силовые (манипулятивные) методы в общении, несовпадения и противоречия между вербальной (проговариваемой) и невербальной (символической) сторонами коммуникативного процесса.

Женщины и мужчины конфликтуют примерно с одинаковой частотой, но причины конфликтов у них разные. Так, женщины конфликтуют, если на работе не удовлетворяются их личные потребности в заработной плате, распределении отпусков и премий, получении различных льгот. Кроме того, женщины более чувствительны к атмосфере, которая возникла в данном коллективе. При наличии тяжелой, гнетущей атмосферы в работающей группе женщины первыми дают «негативные вспышки». Женщины вступают в конфликт, если не выполняются необходимые условия экологии и гигиены на рабочем месте, они болезненно переживают также переутомление в периоды сверхинтенсивных нагрузок. Женщины конфликтуют, «выплескивая» свою негативную энергию во внешнюю среду, не задерживая долго внутри себя отрицательные эмоции. При этом они легче и быстрее «отходят» и успокаиваются.

Мужчины не терпят, если ущемляются их права, связанные с содержанием и условиями трудовой деятельности: отсутствие соответствующего их представлениям статуса и властных возможностей, наличие неприемлемой для них формы необходимого подчинения, несоответствие по их мнению трудовых прав и обязанностей, неразумная организация труда. Перегрузки мужчины переживают так же тяжело, как и женщины, однако они склонны длительное время держать в себе отрицательные эмоции и не «выплескивать» их.

Для молодых сотрудников характерны некоторый максимализм в отношениях, разделение отношений по принципу «черное-белое», нетерпимость к недостаткам других, недостаточность знания самих себя и возможных последствий конфликтов. С увеличением возраста уменьшается количество конфликтов, связанных с погрешностями в отношениях с коллегами, и возрастает число конфликтов, вызванных противоречиями в содержании труда и организационных условиях работы. Зрелые работники легче адаптируются к новому коллективу, проще смотрят на коммуникативные проблемы и проявляют большую терпимость к недостаткам людей. Увеличение возраста сказывается и на проявлении большей мудрости в отношениях, спокойствии, снижении значимости мелочей во взаимодействиях.

Для нашей культуры характерной является особенность «сбрасывать» собственную неудовлетворенность на окружающих людей. Например, человека обидели или унизили в транспорте, в магазине или просто на улице. Он приходит «на взводе» на работу и начинает «рычать» на своих коллег. Или другой пример. После напряженного трудового дня муж приходит домой и «сбрасывает» свое дурное настроение на членов семьи, чаще на жену. Начинается цепь мелких придирок, крика, обвинений – и все по мелочам. Она обижается, замыкается в себе, чувствует себя несчастной. Он остро реагирует на ее нервное состояние, которое он сам же и вызвал. Возникает «конфликтная цепочка», вытягивающая из одной болезненной ситуации другую и в конце концов конфликт «взрывается» как извержение вулкана: все, развод и никаких примирений! Кому не знаком такой конфликтный сценарий?

А ведь для того, чтобы уменьшить шанс возникновения подобных конфликтов, необходимо совсем немного: отойти от привычного для нас «сбрасывания» своей негативной анергии на других людей и попытаться успокоиться другими, менее опасными для окружающих средствами. Можно залезть в ванную и постоять под контрастным душем, можно пойти погулять в парк с собакой, можно, наконец, поставить видеокассету с кинокомедией или выспаться. И через некоторое время причина назревающего конфликта для самого человека станет не только незначительной, но и просто смешной, недостойной того, чтобы из-за нее ломать жизнь себе и своим близким.

Читайте также:
«Как правильно завершить конфликт с коллегой»
«Создание позитивного имиджа в коллективе»
«Необходимо ли в работе скрывать свое истинное «Я»?»
«Что нельзя делать молодому руководителю»
«Вы намного старше вашего руководителя? Тонкости поведения»
«Как противодействовать неконструктивной критике»


Читайте также