UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Роботодавцю
  4. Методи управління персоналом
  5. Хвалить надо уметь

Хвалить надо уметь

20.01.2006 27571

Даглас Ричардсон, "Ведомости".

Позитивная мотивация зачастую куда более эффективна, чем критика. Однако, чтобы похвала работала, она должна быть приятной для сотрудника. В противном случае все бесполезно.

Большинство людей хвалить не умеют. А неуклюжая похвала вызывает довольно настороженную реакцию. В течение рабочего дня люди выслушивают столько неискренних сентенций, что со временем к любым позитивным высказываниям начинают относиться с изрядной долей цинизма и скепсиса.

По мере того как человек теряет способность отличать лесть от искреннего восхищения, он привыкает относиться осторожно к любым, самым лестным оценкам, которые могут показаться ему неуместными или неискренними.
И все же похвала, комплименты, позитивный отклик, симпатия и даже любовь - естественная подпитка человеческих отношений. Это очень мощные средства воздействия, которые вызывают целый спектр ответных реакций - от признательности до повышения лояльности и стремления к расширению сотрудничества Однако говорить подчиненным приятное надо уметь. Прежде чем поблагодарить или сделать комплимент, следует сначала учесть несколько моментов:

  • склад личности человека, которому комплимент адресован;
  • оптимальную форму, в которую следует облечь подобный комплимент или поощрение;
  • цель, которую хочет достичь руководитель, поощряя этого сотрудника;
  • характер поощрения - важно, чтобы оно было сделано неформально и не банально;
  • обстановку, в которой сотруднику было бы приятнее всего услышать похвалу.

При этом следует помнить, что всякое поощрение должно быть своевременным: хвалить во всеуслышание работу, сделанную год назад, конечно, можно, но вряд ли целесообразно.

Основное условие эффективного поощрения - его нестандартность. Похвала должна звучать искренне. Для этого надо непременно учитывать то, кому она адресована. Человека застенчивого публичная похвала, из-за которой он оказывается в центре внимания, может смутить. Напротив, тем, кто стремится к общественному признанию, будет недостаточно, если начальник похвалит их работу в приватной беседе. Педантов, которые стремятся к тому, чтобы любая положительная оценка их деятельности была должным образом зафиксирована, может не устроить устная похвала. Лучшим поощрением сотрудников, ориентированных на результат, могут стать не слова, а новое, более ответственное задание. Кто-то, напротив, предпочтет, чтобы расположение начальства материализовалось бы в форму путевки на двоих на Гавайи.

Рациональную публику - например, адвокатов, программистов, аналитиков - теплое и эмоциональное признание их заслуг может не пронять. Они оценят более конкретную форму поощрения - продвижение по службе, приказ по компании и т. п. Один из руководителей компании по производству компьютеров решил поощрить команду специалистов, занимавшихся новыми разработками, довольно нестандартным образом. На задних панелях новых компьютеров были выгравированы подписи этих сотрудников. Подписи были практически не видны, но они там были, и разработчики этот жест оценили.

Сдержанному человеку бывает важна не сама похвала, а признание значимости его вклада в общее дело. Специалистам, которые высоко оценивают степень своей компетентности, приятно получать объективный анализ своей деятельности, что, по их мнению, свидетельствует о том, что их ценят, к их мнению прислушиваются. Более эмоциональной публике приятно общественное признание и проявления расположения к ним со стороны коллег.

Многих интеллектуалов, как ни странно, похвала начальства может оскорбить. У таких людей положительные высказывания в их адрес со стороны облеченных властью ассоциируются с родительским, несколько покровительственным отношением. А любая оценка их деятельности со стороны родителей - и плохая, и хорошая - вызывает у них острое чувство протеста.

Многие оценят поощрение руководства, если оно примет вид сувенира, благодарственной грамоты или бонуса, пользующегося у сотрудников неизменной популярностью. В кабинете у человека с высокой самооценкой нередко можно обнаружить, с позволения сказать, "стену почета", на которой он развешивает все почетные дипломы и благодарности. Это повышает его статус в собственных глазах, глазах коллег и даже конкурентов.

Как бы то ни было, поощрение бывает наиболее эффективным, если человек воспринимает его не как формальный, обязательный жест со стороны начальства, а как искреннее и достойное признание его заслуг. (WSJ, 17. 08. 2003, Екатерина Кудашкина)

Читайте також

  • Як стати дата-аналітиком і чим він займається22 грудень, 2023

    Пропонуємо вам познайомитися з перспективною сучасною професією, яка допомагає компаніям приймати рішення на основі даних, а не інтуїтивно.

  • Новорічні знижки на сайт Jobs.ua22 грудень, 2023

    Jobs.ua хоче привітати вас з наступаючим Новим 2024 роком і порадувати новорічними святковими знижками!

  • Як спорт сприяє кар'єрі21 грудень, 2023

    Спостереження доводять, що спортивні люди витривалі та цілеспрямовані, саме тому вони віддадуть перевагу при прийомі на роботу співробітникам, які мають в інтересах спорт. А психологи стверджують, що заняття спортом не лише сприяють фізичному здоров’ю, а й поліпшенню душевного та психологічного стану. Пропонуємо і вам ознайомитись із цими очевидними фактами в цій статті на Jobs.ua і віддати перевагу фізичним вправам.

  • Як правильно написати лист-пояснення19 грудень, 2023

    Скласти лист-пояснення про власну відсутність на робочому місці чи порушення певних робочих режимів не так уже і складно. Обов’язково скористайтесь зазначеними в цій статті порадами.


↑ Вгору