Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Все о работе
  4. Жизнь в коллективе

Как выжить, когда вас выживают

21 Сентябрь, 2007 8067

Важнее всего понять, какие у новых коллег ценности, что они больше всего уважают в людях. Есть коллективы, в которых на первом месте профессионализм, есть большие ценители взаимовыручки, а есть, что уж там, просто любители хорошенько выпить и закусить. Вы должны с самого начала понять, сможете ли разделить ценности нового коллектива. Даже если ответ положительный, готовьтесь идти на компромиссы. Если же вы не готовы, «как все нормальные люди», задерживаться на работе или наоборот убегать с нее при любом удобном случае, оставаться на совместные возлияния или напротив соблюдать строгий безалкогольный режим, то сто раз подумайте, прежде чем устроиться на новую работу. Рано или поздно ваше неприятие чужого образа жизни станет очевидным, и вы рискуете попасть в опалу.

Инна Оводнева, ведущий консультант по подбору персонала, психолог кадрового агентства «Имикор»: «Конфликты на работе более характерны для женских коллективов. Женщина, если ее разозлить, становятся очень мстительными. В модельном бизнесе конкуренткам подкладывают иголки в туфли, а в офисе они подбрасывают мажущую ручку и стирают информацию в компьютере. Конфликты часто возникают, когда сам человек не готов принять коллектив. В такой ситуации лучше сменить работу. Постоянно подавлять свои эмоции очень вредно, от этого могут начаться проблемы со здоровьем».

Вы согласны принять чужие корпоративные ценности как родные? А что дальше? Нужно прийти с домашним тортом в коллектив, обожающий покушать, или подготовить рассказ о своих карьерных достижениях для общения с настоящими профи? Да, такие варианты, в принципе, возможны. Но лучше поначалу не привлекать к себе особого внимания. Вспомните, когда чужой человек при первом же знакомстве начинает вас хлопать по плечу, говорить вам «ты» и спрашивать о подробностях личной жизни, это вызывает недоумение и досаду. Точно также новый коллектив будет шокирован чересчур непринужденным поведением, фамильярностью или чрезмерной активностью новичка. Как бы хорошо вы ни подготовились к знакомству, многие детали выяснятся уже на месте: опаздывают ли сотрудники на работу, халтурят ли или наоборот работают в полную мощь. Станьте на время психологом — проанализируйте, кто здесь лидер, а кто аутсайдер, кто с кем дружит или соперничает.

И вот пришли вы — вежливый, осторожный, приятный и готовый понять и принять все, что увидите. Не расслабляйтесь, впереди еще много опасностей. Не демонстрируйте близость к начальству — вызовете раздражение. Не старайтесь особенно рьяно понравиться лидерам — прослывете подхалимом. Не стоит активно проявлять свое восхищение обнаруженным в углу офиса корпоративным изгоем. В первое время дружба с ним поможет вам не чувствовать себя одиноким, но роль одного из пары корпоративных изгоев — не самая приятная.

Форс-мажор на поле битвы

 

Нападкам со стороны коллег подвергаются отнюдь не подлецы и подхалимы. Гораздо чаще под огонь корпоративной ненависти попадают талантливые и яркие люди, затем люди с мягким характером и наоборот слишком прямолинейные «борцы за справедливость». Коллектив может возненавидеть и серую мышку, и яркую личность — от этой опасности на 100% не застрахован никто. За рубежом исследованию травли на работе, или моббинга, буллинга, боссинга, уже посвящают серьезные исследования. Моббингом называют все виды притеснений на работе, буллинг — то же самое, но в особо жестокой форме, ну а боссинг — это моббинг со стороны босса. В Германии, Франции, Швеции уже приняты законы, защищающие жертв моббинга. В Германии даже был прецедент, когда притесняемый сотрудник выиграл процесс, выступая против 12 свидетелей из его коллектива.

В некоторых случаях моббинг служит обрядом инициации, и через пару месяцев новичок занимает нужное место в коллективе.Вы стали жертвой моббинга, если: вам не передают информацию вовремя, игнорируют вас, не зовут на совместные вечеринки, оскорбляют и критикуют вас без причины, сплетничают о вас, не платят вам премию и не замечают ваших успехов. Но ни один из этих признаков сам по себе не говорит о начале моббинга. Возможно, сплетничают в коллективе вообще обо всех, а информацию не передали просто из-за плохой организации информационных потоков. В некоторых случаях моббинг служит обрядом инициации, и через пару месяцев новичок занимает нужное место в коллективе. А бывают ситуации, когда недоброжелатель просто со скуки развлекается сплетнями — тогда нужно поставить сплетника на место или игнорировать его. А вот если «враг» развернул против вас стратегическую борьбу, пора принимать меры.

Во-первых, очень осторожно постарайтесь узнать, кто именно инициатор «военных действий» против вас. Во-вторых, проанализируйте все факты. Подумайте, кому могут быть выгодны ваши проблемы на работе или ваше увольнение. В-третьих, продумайте действия по ликвидации конфликта. Попробуйте откровенно поговорить с зачинщиком моббинга. Моббер может не решиться действовать дальше в открытую, у вас на глазах. К тому же, в разговоре вы сможете объяснить мобберу, что вовсе не претендуете на его место, уважаете его мнение — в общем, у вас есть шанс нейтрализовать практически любые его претензии.

Если разговор не подействовал, можно попробовать обсудить ситуацию с менеджером по персоналу или с руководителем. Но будьте осторожны. В обязанности этих людей входит нейтрализация конфликтов между сотрудниками, но на практике они далеко не всегда достаточно компетентны для этого. Например, руководители порой считают, что конфликты — всего лишь проявление здоровой конкуренции. В этом случае попробуйте объяснить начальнику, что стертые в вашем компьютере ценные файлы и пропавшие со стола документы вовсе не повышают эффективность работы.

Сотрудника может выживать и сам начальник. Когда нет возможности уволить неугодного на законных основаниях, можно заставить его уйти «по собственному желанию». С руководителем тоже стоит поговорить — рассказать о результатах своей работы, выразить желание совершенствоваться и попросить совета в этом направлении. Такой метод может быть эффективным в организациях, где высока текучка кадров. Впрочем, некоторых руководителей просто в силу сложного характера переубеждать бесполезно.

Марианна Усова, консультант по побору персонала «Центра кадровых технологий»: «Конфликты на работе — минус в характеристике кандидата, потому что человек должен уметь разрешать конфликты. Кандидаты на должность стараются скрыть, что у них были неприятности на работе. Но все выясняется, когда мы просим рассказать, как бы человек действовал в той или иной ситуации. Иногда случаются курьезы. Например, кандидат на работу водителем такси заявил, что разрешал конфликты с безденежными клиентами очень просто: на ходу выбрасывал таких пассажиров из машины».

Сложнее действовать в том случае, если вас «просто не любят» — то есть, если вы не разделяете ценности нового коллектива. Влиться в команду вы сможете, только приняв эти ценности. Вам придется или ломать себя или притворяться. Может быть, сменить работу легче? Но российская практика показывает, что ради зарплаты и «хорошего» места работники готовы терпеть все. Выбирая такой вариант, трезво оцените все последствия. Ждать, что коллектив изменится, бесполезно. И через десять лет вам по-прежнему придется терпеть все, что вас раздражает сегодня. Такое нервное перенапряжение, по мнению психологов и физиологов, вызывает обострение хронических заболеваний. Прямо с рабочего места, людей увозят в больницу с язвой желудка, приступом гастрита или инфарктом.

Светлана, домохозяйка: «В молодости я работала по профессии — инженером на предприятии. Больше двух лет работа мне нравилась, а затем пришла новая начальница и у нас с ней произошел конфликт. Она начала меня буквально выживать с работы. Я не получала премий, меня постоянно критиковали. Поначалу коллеги меня поддерживали, но постепенно потеряли интерес к ситуации. Я не хотела сдаваться — искала защиты в профсоюзе, писала жалобы, но ничего не менялось. В итоге я оказалась в психиатрической больнице с нервным расстройством, а после этого сменила работу».

Вот после госпитализации многие, наконец, решаются поменять работу. Терпеливые сотрудники страдают от бессонницы, головных болей, депрессии и нервных расстройств. Самым неприятным моментом каждого дня становится путь от дома до работы. Каждое утро хочется чуда, после которого больше не нужно будет идти «туда». Это чудо можно сделать собственными руками — смените работу прямо сейчас!

Когда стоит уйти

 

Причем уйти если не красиво, то хотя бы без негативных для себя последствий. Мечту о том, как вы всем все выскажете и хлопнете дверью, ради собственного блага лучше оставить. Имейте в виду, что скандалиста никто не возьмет на работу. Вам важно получить хорошие рекомендации на старом месте работы. Пусть лучше новый работодатель узнает из рекомендаций, что вы тихоня и слишком мягкий человек, чем посчитает вас интриганом.

Наличие общего врага объединяет людей куда больше, чем общие интересы. Моббинг легче предотвратить, чем сопротивляться ему. Этот процесс похож на снежный ком: к инициатору конфликта постепенно присоединяется весь коллектив. Наличие общего врага объединяет людей куда больше, чем общие интересы. Осложняется сопротивление моббингу еще и тем, что у людей очень короткая память. Если в начале конфликта его пассивные наблюдатели еще помнят, «кто первый начал», то через пару месяцев вас заодно с инициатором конфликта будут считать скандалистом.

Моббинг не похож на вирус гриппа — переболели и забыли. Это скорее туберкулезная палочка, которая поселяется в коллективе навсегда и, если с ней бороться, постепенно погубит весь бизнес. Когда сотрудники затравили одного коллегу, они на этом не остановятся. Как хищник, испробовавший человечьей крови, такой коллектив будет искать новую жертву и найдет ее в самом молодом, самом старом или любом другом сотруднике.

Лада Викторовна Бояркина, психолог социально-психологического центра «Ника»: «Чтобы в коллективе не возник конфликт с новым сотрудником, важна предварительная работа менеджера. Хороший менеджер должен проинформировать сотрудника о ценностях коллектива, а коллективу предоставить необходимую информацию о новом человеке, чтобы его не считали конкурентом или непрофессионалом. Если конфликт уже возник, необходимо понять его причины, а затем принять меры. Например, распространить в коллективе информацию о человеке, которая поможет нейтрализовать коллектив. Причем не стоит организовывать общее собрание — достаточно поделиться информацией с неформальными лидерами».

Совершенно неизлечим моббинг в давно сложившихся коллективах. Здесь есть свои нерушимые традиции, есть испорченные безнаказанностью старые сотрудники, которые позволяют себе все. Особенно страшно, если происходящее одобряется или инициируется начальником. Порой мы сразу чувствуем, что ничего хорошего нас на новой работе не ждет. Если вам еще при устройстве сообщили, что вы уже пятый за два года на этой должности, насторожитесь — с хорошей работы так не бегут.

Марина, бывший работник бюджетной организации: «На моей прошлой работе была система „докладывания“. Начальница активно общалась только с одной приближенной к ней сотрудницей. Рабочий день ежедневно начиналось с подробного доклада этой шпионки в кабинете начальницы. Тот, кто не нравился шпионке, попадал в опалу. Его начинала клевать начальница на собраниях, а коллектив молчаливо присоединялся. Именно так произошло со мной. Итог — я устала и уволилась».

Помните, проблемы больного коллектива — не ваши проблемы. Ведь есть организации, в которых ценят нравственность и изгоями в них становятся как раз сплетники и интриганы. Подлецы не выживают в таких коллективах. Устраивайтесь на их место!

Читайте также
  • Наперегонки с инфляцией: спринт, марафон или спортивная ходьба 2 Декабрь, 2016Хочется верить в лучшее. Наши «тренеры» понемногу переходят от «спортивной ходьбы» к изнурительному «марафону», обещая индексацию и в следующем году. Причем, грядущая индексация, просто пугает своими цифрами.
  • В обход стереотипов: секрет вашего успеха на собеседовании 1 Декабрь, 2016Если вы столкнулись с проблемой в уверенности благоприятного исхода вашего предстоящего собеседования, прочтите это до конца и… получите свою работу!
  • Работа на Новый год30 Ноябрь, 2016

    Начало декабря – отличное время, чтобы задуматься о новогодних и рождественских праздниках, а также о своей занятости на этот период времени. Некоторым специалистам к этому времени не удалось трудоустроится, но это вовсе не значит, что они в безвыходном положении. Для многих соискателей работа на Новый год – это возможность получить хорошую прибыль и заработок. Именно поэтому они оставляют на рождественский период большие надежды.


  • Отредактируйте свое резюме прямо сейчас!28 Ноябрь, 2016Очень часто соискатели сталкиваются с проблемой застоя в поиске трудоустройства. Это может происходить по разным на то причинам и одной из самых разрешимых является некачественно составленное резюме. Как известно, резюме обеспечивает первое знакомство соискателя с работодателем, именно поэтому оно должно быть безупречным и грамотным. Многие HR-менеджеры настоятельно рекомендуют всем соискателям перед рассылкой резюме вычитывать документ, а давно ищущим работу срочно отредактировать его.