UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Все про роботу
  4. На роботі
  5. Имя шефа

Имя шефа

13.10.2011 709

«Кто со мной? Мы вместе сделаем компанию мечты!», - кричал на весь офис Том Круз, сыгравший уволенного за своенравность спортивного агента в фильме «Джерри Магуайр». По сюжету, за ним увязалась одна лишь безнадежно влюбленная повелительница степлера и бумагорезки. Остальные коллеги предпочли не рисковать насиженным местом в солидной конторе ради «аферы», пусть и предложенной суперуспешным выскочкой. Сила бренда или репутация живого, конкретного работодателя? В частности, каков фактор личности начальника при выборе работы?

Сегодняшний кризис, казалось бы, с удвоенной силой вдавливает сотрудников компаний в их кресла, внушая преданность пусть безликому, но надежному бренду. Воля специалистов, еще вчера шагавших из одного офиса в другой с обновленным резюме, парализована. Доверять свою судьбу даже «драйвовой», уважаемой персоне как-то не тянет. В оборот возвращается подзабытое словосочетание «стабильность доходов», на подходе «лояльность компании».

Ипотечный бизнес, как и вся банковская отрасль, сегодня явно не оплот стабильности и лояльности. Но председатель совета директоров ипотечного банка «Кредитмарт» Джеймс Кук хорошо помнит кризис 98-го года, когда он вынашивал планы по созданию сети ипотечного кредитования «ДельтаКредит». Тогда сотрудники, составившие костяк команды, доверились именно репутации Джеймса, отличавшегося деловой хваткой и никогда не «кидавшего» своих. Часть из них в 2006 году перешла в проекты основанного Куком фонда Aurora Russia Limited, например, в тот же «Кредитмарт». Кстати, под свою репутацию Кук собирает не только людей, но и деньги. За 12 дней хождений по альтернативной площадке Лондонской биржи с парой листов презентации идеи Джеймс собрал более $ 150 млн. «Мне давали деньги просто под честное слово. И этой репутацией я дорожу», - говорит Кук. Сейчас для «Кредитмарта», как и для всей ипотеки, настали лихие времена, однако велика вероятность того, что коллектив банка останется вместе со своим лидером. Как показывает пример Кука, на репутацию руководителя можно делать ставку и в карьерных метаниях в кризисные времена.

Конечно, таких «отцов индустрии» как Кук, Александр Изосимов, Антон Носик (собравший недавно журналистов под свою репутацию в финансовый портал BFM.ru), на любом рынке - считанные единицы. Какую же роль играет репутация начальника «средней руки» при карьерных решениях соискателя?

«Для кандидатов очень важно, какая репутация у руководителя, какой опыт он сможет приобрести в результате работы с этим начальником, - рассказывает Татьяна Медведева, руководитель московского офиса компании March HR Services. - Поэтому всякий раз, когда мы берем вакансию в работу, мы просим директора по персоналу познакомить нас с линейным менеджером, которому требуется сотрудник». Услышав даже незнакомую фамилию, соискатель и без помощи агентства наведет справки о голодном до кадров руководителе. И полученная информация почти всегда оказывается важнее рассказов компании о «дружном коллективе» и «адекватном руководстве».

Впрочем, часто сотруднику и не нужно выведывать репутацию потенциального начальника. По данным разных опросов рекрутинговых агентств, «по знакомству» устраивается от 27% (Москва, Петербург) до 53% (регионы) соискателей. Кто из нас, засидевшись на одном месте или вернувшись из годового душеспасительного отпуска в Гоа, не «шерстил» по одноклассникам, френдам-блоггерам или бывшим коллегам с предложением своих высокопрофессиональных услуг? В таком положении дел во многом «виноваты» сами компании. Кого из нас вышестоящий руководитель не просил подобрать «хорошего человечка» на место коллеги или подчиненного? В отдельных случаях – например, в российской айти-компании Optima или глобальной JTI – практика трудоустройства знакомых поощряется материально. Таким образом, корпоративная среда вольно или невольно взращивает культуру личных репутаций, у которой часто возникает большой соблазн превратиться в корпоративную контркультуру.

За примерами «контркультурных оборотней» далеко ходить не надо – это так называемые командные переходы. Наиболее шумные из них происходят в финансово-инвестиционной сфере как в репутационном бизнесе. Можно вспомнить уход сотрудников из «Альянс РОСНО Управление Активами» вслед за Михаилом Хабаровым в «Альфа-Капитал», или уход из той же «Альфы» Анатолия Милюкова в «Газпромбанк» вместе с последующим оттоком «альфовцев» на новое место работы начальника.

Но опыт более продвинутых отраслей переняли и другие рынки. Так, бывший гендиректор питерской сети аптек «Первая помощь» Виталий Власов увел с собой более 10 топ-менеджеров компании. Также поступила экс-управляющий директор Blackwood Марина Маркарова, переманив бывших коллег в свое агентство недвижимости Mayfair Properties. Фактор личности начальника в современной компании в последнее время принято сводить к «командным предательствам», поскольку это всегда так или иначе громкие акции, «интриги, скандалы, расследования». Но очевидно, что роль репутации начальника сказывается в истории миллионов резюме. Для того чтобы повысить шансы этой роли на позитивность, в ситуации поиска или выбора работы стоит проделать несколько простых процедур.

Ценность репутации как фактора, учитываемого при принятии тех или иных решений, возрастает пропорционально росту социальных и профессиональных сетей и форумов. Можно сказать, что сейчас репутация обретается и теряется в Интернет. Напомним про недавний скандал с матерным интервью шеф-редактора ИД «Коммерсант» Андрея Васильева, который и не подозревал о том, что Интернет – это массовая аудитория, а не междусобойчик программистов и графоманов. Поэтому первый друг любознательного соискателя – сервисы типа E-xecutive, «Моего круга», «В контакте» и отраслевые интерактивные сайты типа Sostav.ru. Уже из анализа круга общения и интересов будущего начальника вы сможете сделать приблизительный вывод о том, сможете ли с ним ужиться, споетесь с первой встречи или проклянете тот день, когда решили отдать ему лучшие годы (месяцы, недели) вашей жизни.

Если на экспертном форуме рейтинг корпоративного командира близок к нулю, а число постов-сообщений перевалило за тысячу, то вряд ли вам будет приятно работать с таким «троллем». Пусть вас не смущает, что ощущение дискомфорта может быть «чисто субъективным». Вчитайтесь в реплики возможного начальника на E-xecutive или подписи к отпускным фото на «Одноклассниках». Если уровень раздражения от банальности его экспертных суждений или пошлости философских фраз перехлестывает, то не стоит мучить себя компромиссами. Как правило, в реальности разъединить профессиональную и личностную репутацию бывает непросто, если вы не имеет дело с доктором Хаусом из известного сериала. Даже если последние лет 7 вы копили на компьютер и не зарегистрировались ни в одной из сетей или профессиональных порталов, то, просто набрав в поисковике имя и фамилию «объекта», сможете узнать немало любопытного, многое из которого, возможно, человеку хотелось бы скрыть.

Предположим, репутация начальника для вас давно не секрет – не один пуд соли съеден вместе (хотя задумайтесь, 16 кг соли – это не так уж и много на двоих). А кризис – время не только отставок, но и назначений. И если ваш начальник засобирался в другую компанию или чудом раздобыл инвестиции на стартап, то, разумеется, предложил своему лучшему сотруднику, правой руке, то есть вам, разделить удовольствие от встречи с новым.

Нынешний глава юридического отдела одной из авиакомпаний Денис Д. в свое время оказался в подобной ситуации. Начальника своего он по-настоящему уважал и ценил: «Алексей был старше меня всего на два года, поэтому мы быстро нашли общий язык, хотя отношения никогда не перерастали в приятельские – я люблю отдыхать, а он засиживался допоздна». Когда Алексей решил открыть собственное патентное бюро, то позвал Дениса замом генерального. Тот, не раздумывая, согласился, хотя дело ему не казалось фантастически перспективным («ну, спокойно бы жили и работали без амбициозных планов»).

Но тут компания предложила Денису место Алексея. «Я еще раз все взвесил. Подумал, что Алексей, конечно, трудоголик и талантливый руководитель, но ведь это всего лишь человеческие качества. Как там повернется дело в реальном бизнесе, никто не знает. Вдруг он тяжело заболеет? Юриспруденция довольно строга к зигзагам в резюме, и свое мне портить не хотелось. А здесь у меня все стабильно».

На кейсе Дениса видно, что не абстрактный принцип доверия репутации проиграл принципу доверия большой компании, а проиграла недостаточно «человечная» репутация Алексея. Когда вы меняете вслед за начальником компанию (и часто не один раз), то срабатывает все тот же хрупкий механизм, возможно, недооцененный на стадии знакомства – профессиональная репутация едва ли отделима от личной. Если со скучным начальником Денис был готов смириться, то скучный Алексей-партнер, старший товарищ, был уж едва ли интересен. Если вы окажетесь в ситуации подобного выбора спросите себя прямо: «У моего начальника репутация интересного человека?» У Джеймса Кука, когда-то торговавшего школьными завтраками, которые делала его мать, она именно такая.

Читайте також

  • Як стати дата-аналітиком і чим він займається22 грудень, 2023

    Пропонуємо вам познайомитися з перспективною сучасною професією, яка допомагає компаніям приймати рішення на основі даних, а не інтуїтивно.

  • Новорічні знижки на сайт Jobs.ua22 грудень, 2023

    Jobs.ua хоче привітати вас з наступаючим Новим 2024 роком і порадувати новорічними святковими знижками!

  • Як спорт сприяє кар'єрі21 грудень, 2023

    Спостереження доводять, що спортивні люди витривалі та цілеспрямовані, саме тому вони віддадуть перевагу при прийомі на роботу співробітникам, які мають в інтересах спорт. А психологи стверджують, що заняття спортом не лише сприяють фізичному здоров’ю, а й поліпшенню душевного та психологічного стану. Пропонуємо і вам ознайомитись із цими очевидними фактами в цій статті на Jobs.ua і віддати перевагу фізичним вправам.

  • Як правильно написати лист-пояснення19 грудень, 2023

    Скласти лист-пояснення про власну відсутність на робочому місці чи порушення певних робочих режимів не так уже і складно. Обов’язково скористайтесь зазначеними в цій статті порадами.


↑ Вгору