Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Все о работе
  4. Жизнь в коллективе

Офисные войны

4 Октябрь, 2011 384
Были и "подставы", и скандалы, и судорожное обдумывание того, "что я ей скажу, а она мне ответит", и вовлечение в нашу войну коллег по работе, и слезы, и желание уволиться, и постоянный стресс. Хотя, с другой стороны, почему я должна была молчать, не высказывать свою точку зрения, терпеть то, что мне не нравится? Можно ли вообще сохранить свое достоинство, не доводя спор до конфликта? Или конфликт - это нечто стихийное, то, что прогнозированию и управлению не подлежит?

Природа конфликта

Конфликт - это столкновение противоположных позиций, мнений, идей, которое люди пытаются разрешить с помощью убеждений или действий на фоне проявления эмоций. Основа любого конфликта, в том числе того, который произошел на работе - накопившиеся противоречия, объективные и субъективные, реальные и иллюзорные. Молчишь-молчишь, терпишь-терпишь, копишь в себе недовольство, а потом - бац! Достаточно малейшего повода, неосторожно сказанного слова, неудачно брошенного взгляда, вызывающей позы, и вот уже из ничего получилось неприятное нечто. Это как если чиркнуть спичкой в наполненной газом комнате - будет взрыв! Иначе говоря, схема выглядит так: конфликтная ситуация + повод = конфликт.

С чего все начинается?
Подавляющее большинство конфликтов на работе происходит из-за нечеткого распределения должностных обязанностей: кто за что отвечает, на кого ложится груз дополнительных видов работ, кто заменяет отсутствующего коллегу. Часто конфликт может возникнуть из-за "глупости": кому брать трубку, если звонит телефон, кто должен мыть заварочный чайник после обеда, кто сколько времени имеет право потратить на телефонные разговоры и Интернет "не по делу".

В женских коллективах своя специфика. Дамы более эмоциональны и чаще переходят на личности, скатываются до "бабских склок". Как, например, некая М.Н., которая, исчерпав аргументы в деловом споре с Т.Н., стала кричать на весь офис: "Да кто ты вообще такая?! У тебя и сын алкоголик, и дочку никто замуж не берет!" Но и мужчины иногда ведут себя ненамного лучше. В одном коллективе, где на десять женщин приходилось трое мужчин, двое из них постоянно "стучали" начальнику, тоже мужчине, на своих коллег.

Всем известно, что женщины используют любой момент, чтобы между пробежками по инстанциям заскочить в магазин и купить что-нибудь на ужин. Так вот, все это не скрывалось от глаз двух внимательных мужчин, которые потом небрежно сообщали начальнику в курилке: "Вы Марину в банк отправили, а она после него пришла с полными сумками жратвы. Лучше бы о работе думала!"

Чем все заканчивается?
Когда конфликт достигает точки кипения, своему "врагу" ты уже не можешь смотреть прямо в глаза. Разговор ведется на повышенных тонах, при этом у тебя почему-то пересыхает в горле и предательски дрожит голос. Учащаются случаи громкого хлопанья дверьми и шумного бросанья папок на стол. Ты балансируешь на грани двух желаний: выцарапать ему (ей) глаза или сделать вид, что он (она) - пустое место.

Полный отказ от общения или, наоборот, постоянные стычки, не могут не отразиться на производительности труда и атмосфере в коллективе. Иногда зашедший далеко конфликт можно разрешить только увольнением одного из работников.

Как избежать конфликта?
Вот несколько, казалось бы, очень простых, но иногда трудновыполнимых советов:

   1.   При поступлении на работу сразу четко оговори все, что ты должна и не должна делать. Распечатай свои должностные обязанности и повесь их над столом.
   2.   Не смешивай личную жизнь с работой, не откровенничай с коллегами. Предпочитай обсуждению Маши из рекламного отдела обсуждение премьеры фильма или спектакля (да разве это возможно, при нашей-то женской любви к сплетням и перемыванию косточек?)
   3.   Если кто-то из коллег считает, что ты в чем-то не права, выслушай его претензии, а затем спокойно озвучь свою точку зрения. Возможно, вы найдете компромисс.
   4.   Не давай повода для придирок: не опаздывай на работу, четко и отлаженно выполняй все задания, будь вежлива.
   5.   Почувствовав, что кто-то испытывает к тебе личную неприязнь или попросту завидует, постараться сохранять спокойствие. На колкости или глупые шуточки отвечай иронично, но не злобно. Если чувствуешь, что сейчас вскипишь и наговоришь лишнего, лучше промолчи. Побереги свои нервы.
   6.   Никогда не забывай, что худой мир лучше доброй ссоры!

 Если конфликт уже произошел

   1.   Ни в коем случае не переводи разговор с предмета конфликта на личные качества своего оппонента. Если он сам так делает - это его слабость, его проигрыш.
   2.   Не впутывай в свой конфликт коллег. Конечно, вряд ли ты удержишься, чтобы не рассказать своей подруге-коллеге Вере о том, "какая стерва эта…", но, по крайней мере, попроси ее не "защищать" тебя во время "поединка". И уж что точно не нужно делать, так это говорить в запале стычки: "И Вера, между прочим, тоже считает, что ты плохой (мягко выражаясь) специалист!"
   3.   Не замыкайся в себе. Общайся с "обидчиком" только по делу, сохраняя нейтральный тон.
   4.   Не отвечай на очевидные "подколы" с желанием укусить, ужалить, обидеть. Ты будешь выглядеть достойно, если не "заведешься" и не начнешь огрызаться в ответ. Можно спокойно сказать: "Хорошо-хорошо, я плохая, только ты так сильно не волнуйся". Хотя лучше всего - с блаженным видом вымолвить: "Я вас тоже очень люблю!"
   5.   Если дело принимает серьезный оборот, не бойся "наябедничать" начальнику. Ведь он сам в какой-то мере виноват, что создал в коллективе взрывоопасную атмосферу, принял конфликтных людей или "проглядел" намечающуюся ссору. Твое обращение не должно выглядеть как донос или детсадовское: "А она - дура!" Сделай акцент на то, что тебе небезразличны успехи компании, которая из-за внутренних конфликтов и нервозной атмосферы в коллективе, может, например, потерять возможных клиентов.

Роль начальника

Несмотря на то, что многие начальники не желают "опускаться" до каких-то там конфликтов между подчиненными, они просто обязаны обеспечить атмосферу, в которой эти конфликты не смогут размножаться, как бактерии. А если уж конфликт налицо, разрешить его - прямая обязанность руководителя.

Если тебе самой "повезло" быть начальником, под крылышком которого разразился скандал между подчиненными, пересмотри свое отношение к организации условий труда.
#
Напиши для подчиненных служебные обязанности и ознакомь их с внутренними правилами компании. Поставь перед каждым конкретную цель и уточни линию поведения.
#
Не находись слишком "далеко и высоко" от подчиненных. Будь доброжелательна, оценивай и контролируй психологическую атмосферу в коллективе.
#
Как только заметишь напряжение между сотрудниками, поговори наедине сначала с одним конфликтующим, затем - с другим. Пусть оба выскажут свою точку зрения, выпустят пар. Затем прими решение и сообщи им четко и ясно, чего ты хочешь от каждого из них. Конфликтующие должны понять: ты не просто поддержала одного и не поддержала другого - ты сделала так, как будет лучше для общего дела.
#
Проконтролируй отношения между работниками после "оглашения приговора".
#
Всегда грамотно и четко формулируй свои мысли и задания, не оставляй недомолвок, не отмахивайся от вопросов. Помни - в зародыше конфликта всегда лежит непонимание или недопонимание сторон.

Конфликт с начальником

А что делать, если одной из сторон назревающего конфликта становится твой начальник? Неужели, придется увольняться? Конечно, если ты в ответ на выговор шефа выкрикнешь что-нибудь и хлопнешь дверью, он просто обязан будет тебя уволить, хотя бы для того, чтобы не уронить авторитет в глазах своих подчиненных. Психологи советуют ни в коем случае не устраивать сцен, не плакать и не доказывать свою правоту. Лучше выслушать претензии шефа молча, а затем так же молча выйти из кабинета (хотя некоторых шефов такое поведение может взбесить еще больше, но, тем не менее, так советуют психологи).

Через какое-то время, примерно через час, собрав все аргументы в свою защиту, снова зайди к начальнику в кабинет. Если есть уверенность в своей правоте, скажи: "Мне хотелось бы объяснить, почему я сделала так-то и так-то", если же чувствуешь вину - признай ошибку и скажи, что впредь постараешься подобного не допускать.

Что до моего конфликта с коллегой по работе, то он разрешился сам собой. Она гордо ушла на более высокооплачиваемую, по ее словам, должность в фирму с перспективой карьерного роста. Так что, можно сказать, все оказались "в шоколаде": и она нашла то, что искала, и я постепенно восстановила свое душевное спокойствие. И зачем только нужна была эта офисная война?


Читайте также
  • Тестовое задание: «развод» наивных или «бракосочетание» с вакансией? 8 Декабрь, 2016Стоит понять кому, кто и для чего предлагает выполнение тестовых заданий и чего следует опасаться кандидатам на самом деле.
  • Реформа оплаты труда 2017 7 Декабрь, 2016На днях на заседании Верховной рады был принят законопроект №5130 об оплате труда. Как известно, Верховная Рада давно обещала значительные изменения для украинцев в вопросах оплаты труда, внесение единого социального налога, пенсионного обеспечения, социальной политики и прочего. Первым значительным решением стало повышение уровня минимальной заработной платы до 3200 гривен, которое вступит в силу автоматически с 01.01.2017. Принятая 6 декабря реформа оплаты труда также вступает в действие с 1 января нового года, а также внесет конкретные изменения в Кодекс законов о труде.
  • «Мусорщик», «киллер» и другие «особенности» интернет поиска работы. 7 Декабрь, 2016Помня, о неплохих заработках в студенческие годы, которые давала нам: студентам –биологам, подработка (да простит меня Небо) на дежурствах в провинциальном морге и на покраске высоченных труб местной мануфактуры, я начал иступлено бомбить интернет запросами типа «ищу грязную работу» или «возьмусь за высокооплачиваемую рискованную работу».
  • Тот самый фриланс: романтика и ужасы свободного полета 6 Декабрь, 2016Возможности современного мира, все чаще позволяют человеку делать вещи, еще в недалеком прошлом неприемлемые. Как, например, работать фрилансером.
  • Причины смены рабочего место специалистами IT 5 Декабрь, 2016Результаты последних опросов IT-специалистов показали, что, в основном, работники довольны своей работой и родом занятий. Тем не менее, многие специалисты IT-сферы серьезно задумываются о смене рабочего места в 2017 году.