UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Все про роботу
  4. Кар'єра
  5. Вверх по лестнице

Вверх по лестнице

18.07.2011 672

Вряд ли можно составить полный перечень конкретных барьеров, из-за которых достойных на первый взгляд кандидатов не повышают в должности. Но когда мы в редакции сели перечислять известные нам случаи, оказалось, что большинство препятствий можно разделить на пять групп, и связаны они... с собственными недочетами.

Причина 1
Не вписываетесь в команду

Хорошо помню, как в коллектив, в котором я тогда трудилась, пришла Алена — девушка старательная, с отличным послужным списком, организаторскими способностями и прочими ценными для работы качествами. Она прекрасно справлялась со всеми делами, и, когда в финансовом отделе освободилось место заместителя, почти не сомневалась, что занять его предложат именно ей. А вот мы все были уверены в обратном. Дело в том, что девушку ценили, но... не любили. Для нашего демократичного коллектива она была слишком, что называется, “застегнута на все пуговицы”. Держалась особняком и очень уж официально. Она считала, что именно таким и должен быть настоящий начальник. Но не в нашем случае.

Причина может крыться и в том, что вы... слишком хороши для этой компании. Так, например, случилось с женой моего коллеги Оксаной. Из филиала в головной офис банка она перешла с солидным багажом клиентов. За месяц она заключила сделок больше, чем любой из старожилов, а дальше лишь “наращивала мощности” и тем самым приносила немалую прибыль. Ей казалось, что такие старания должны оценить, и когда через полгода освободилась должность заведующей сектором, она всерьез надеялась ее занять. Однако пост предложили человеку со стороны, а Оксана не только не дождалась благодарности за отличные результаты, но и... получила разнос от начальства. Оказывается, пока девушка болела, ее коллеги настроили шефа против нее. “Ну почему так?” — спросила она у подруги из соседнего отдела. “Да ведь все просто, — ответила та. — Тебе завидуют. Посмотри: ты молодая, стройная, красивая, замужем, у тебя чудесная дочь, машина, ты хорошо одеваешься, знаешь два иностранных языка, заключаешь сделки... А твои сотрудницы в основном толстые и ленивые разведенные неудачницы. А шеф то ли не пожелал разбираться, то ли не захотел идти против большинства”.

Выделяться из общей массы, быть “самим собой”, а не “как все” — качества, которые для руководителя очень важны. Но прежде чем замахиваться на карьерный рост в отдельно взятой фирме, задайте себе вопрос: а вписывается ли ваше поведение (а заодно и манера говорить и одеваться) в корпоративный стиль?

Резюме. Держите себя так, как принято в вашем коллективе. Это касается и дистанции, и речи, и стиля одежды. Вы не сможете эффективно руководить “чужими” людьми. Вышестоящее начальство, как правило, это понимает, потому и повышает тех, у кого больше шансов установить хороший контакт с подчиненными.

Причина 2
Вам не хватает солидности

Огромное значение имеет то, как вы ведете себя, говорите и выглядите. Ведь руководителю приходится не только организовывать процесс и отдавать приказы подчиненным, но также выступать на собраниях, встречаться с другими директорами и vip-клиентами.

Однажды мне позвонил приятель Саша, работавший художником на телевидении: “Можешь пройтись со мной по магазинам и помочь подобрать одежду? Я мало понимаю в костюмах”. Я даже растерялась. Тридцатидвухлетний Саша всегда ходил в кроссовках, джинсах и свитерах или ярких майках, а волосы, казалось, не расчесывал, а миксером взбивал. А произошло вот что. В их творческой группе было три художника. Все — мастера своего дела, но самым креативным, да и самым талантливым, если честно, был Александр. Он фонтанировал идеями и занимался организационными вопросами, что для творческого человека вообще случай почти небывалый. Однако когда подошло время следующего проекта, главным художником-постановщиком предложили стать Сашиному коллеге. Рассудительный, спокойный, неторопливый и чисто выбритый, он внушал продюсерам больше доверия. “Я понял, — признался мне приятель, — что если не изменю свой образ, так и останусь для всех просто Сашкой”. Продвижению по карьерной лестнице могут существенно помешать также неграмотная речь, неприятный голос и даже плохая дикция. Однако все эти недостатки поправимы.

Резюме. Претендуя на высокую должность, начните вести себя, говорить и одеваться более солидно. Представьте себя нынешнюю если уж не среди дипломатов и министров, то хотя бы рядом со своим шефом и его окружением. Если заметите диссонанс, скорректируйте свой образ.

Советы карьеристам

Повышайте квалификацию на курсах и тренингах, читайте литературу по специальности.
Ваш стиль поведения должен быть приятен вашему боссу.
Завязывайте полезные знакомства. Почти всегда руководитель, решая повысить кого-то в должности, консультируется с заместителем, ассистентом или начальником подразделения.
Посмотрите на освободившееся кресло с позиции своего шефа: какие качества он хочет видеть в претенденте. Попытайтесь доказать начальству, что вы ими обладаете.
Проявляйте инициативу.
Не забывайте о хороших манерах и грамотной речи.
Не пренебрегайте общением с коллегами.
Золотое правило для всех, кто нацелен на карьеру, — знать, что происходит в компании, “держать нос по ветру”.

Причина 3
Демонстрируете нелояльность

Прямолинейность — прекрасное качество. Если его степень не зашкаливает. “Сергей Петрович, вы не правы”, “Нет, я с вами не согласна. Надо сделать иначе”... Часто высказываетесь в таком духе? Даже если вас ценят, как прекрасного добросовестного специалиста, которому небезразлично общее дело, вряд ли вам предложат кресло руководителя. В вопросах повышения очень много личного. Ваш стиль поведения должен быть боссу приятен, а разве могут быть приятны возражения и категоричная критика, да еще и при всем коллективе.

Такая “непосредственность” на самом деле довольно обидна, ведь в ней сквозит что-то вроде: “Вы некомпетентны, а я лучше знаю, как надо”. И даже если вы правы по сути, прямой “наезд” вызывает желание возразить, а еще — обиду и раздражение. Спорить с боссом, подвергать сомнению его суждения можно и нужно. Просто делайте это тактично. Впрочем, эти правила касаются не только отношений с начальством. Категоричность вообще не приносит лавров.

Резюме. Не говорите начальнику фразы вроде: “А у меня есть идея лучше” или “А я считаю, что ваше предложение никуда не годится”. Тем более если при разговоре присутствует кто-то еще. Лучше попросите разрешения дополнить или спросите, готов ли шеф выслушать иное предложение. Мало кто скажет “нет”. А вы получите дополнительные очки как сотрудник, который имеет собственное мнение, не боится его высказать и делает это дипломатично.

И совсем уж не стоит пренебрежительно говорить о своей компании. А вот положительные высказывания, напротив, помогут взобраться на ступеньку выше. Не нужно кривить душой и лицемерить, просто не стесняйтесь вслух сказать о том, что вашу организацию есть за что ценить. Ведь есть же?!

Причина 4
Недостаточно инициативны

Инициативность для руководящей должности — обязательное требование. Психологи утверждают, что если человек не может продемонстрировать боссу своего желания руководить, вряд ли из него получится хороший начальник. Моя приятельница, директор фирмы, однажды рассказала мне, как в ее компании освободилось место шефа подразделения. Заместительницей там была дама, протрудившаяся на этом месте лет семь, — опытный, проверенный и надежный сотрудник, уже имеющий навыки руководящей работы. “Если бы Ирина хоть как-то намекнула, что хочет занять эту должность (мы ведь часто говорили о делах структуры), я бы, скорее всего, ее назначила, — признавалась мне директор. — Но с ее стороны не было никакой инициативы. Я нашла кандидатуру через рекрутинговое агентство, а Ира осталась на прежнем месте”.

Резюме. Если в вашей компании освобождается должность, на которую вы претендуете, дайте об этом знать своему непосредственному начальнику.

NB!
Руководству людьми и фирмами нужно учиться. Можно это сделать на специальных курсах и тренингах для управленцев. К тому же ваше решение посещать подобные занятия имеет и скрытый смысл: сам факт такого обучения уже дает сигнал начальству: “Она созрела для более серьезной работы”.

Причина 5
Не умеете себя презентовать

Иногда шеф может просто не знать, насколько вы умны, работоспособны и компетентны. И все потому, что вы не презентовали себя соответствующим образом. Вспомните хотя бы Новосельцева из “Служебного романа”. Согласитесь, Людмиле Прокофьевне было отчего сомневаться, сможет ли этот скромный труженик руководить людьми.

В жизни тоже достаточно примеров. Моя коллега, например, рассказывала, как на ее предыдущей работе директор сделал выбор из двух достойных кандидатур. Алина постоянно выдвигала интересные идеи, разрабатывала планы кампаний и акций, а Лариса умела эти идеи реализовывать. На рабочих совещаниях отчитывалась за весь отдел, вносила предложения и инициативы Лара, а Алина предпочитала отмалчиваться. И в итоге в глазах начальства именно Лариса оказалась главным “моторчиком” и кандидатом на продвижение по службе. Алина обиделась. И, кстати, зря. Потому что мало рождать идеи и воплощать их в жизнь. Хороший руководитель должен уметь презентовать эти идеи, продвигать и отстаивать.

Резюме. Жаждете повышения — не стесняйтесь напоминать о своих заслугах и талантах. Хотя бы намеком. Не так уж сложно в ходе беседы вставить что-то вроде: ”Кстати, наши партнеры остались довольны проектом” (руководитель прекрасно помнит, кто именно его разрабатывал). В конце концов, искусству самопрезентации посвящена масса книг, статей и тренингов. Учитесь.

Комментарий психолога
Виктория Белик, психолог, главный HR-эксперт компании HILL International

Можно иметь знания и опыт и, несмотря на это, добиться в жизни немногого. И, напротив, благодаря личностным качествам, даже без должной базы удается достичь жизненного успеха и попутно получить и опыт, и знания.

Однако дать общие для всех рекомендации практически невозможно. Ведь каждая ситуация, каждый человек и коллектив индивидуальны. И в вопросах карьерного роста большое значение имеют совместимость личности и команды. Не бывает “стопроцентно плохих” коллективов, но бывают неподходящие именно вам. Один и тот же человек в одной фирме не имеет никаких шансов продвинуться (и даже просто быть эффективным работником), а в другой — раскроет свой потенциал и может рассчитывать на быстрый карьерный рост.

Хотите быть начальником? Прекрасно. А для чего именно? Что вы собираетесь делать на новой должности и как? Очень важно, чтобы ваши желания и действия были осознанными. Потому в первую очередь разберитесь в себе, поймите собственные нужды и именно от них отталкивайтесь. Человек, реализующий свою потребность (не важно какую, даже социально не одобряемую, вроде жажды власти или денег), априори эффективен.

Разобравшись с потребностями, продумайте, какими способами их удовлетворить. Вариантов может быть масса, но нужно выбрать подходящие именно вам. Выясните для себя, при каких условиях вам было бы комфортно, а при каких — нет. Ведь можно затратить бездну усилий, добиться поставленной цели (того же повышения по службе), а в итоге разочароваться. Ориентироваться на собственное “я” — это вообще оптимальный путь для человека во всем, что бы он ни делал. Останется только, оценив свои сильные и слабые стороны, использовать первые и работать над вторыми — любые качества можно развить.

Потенциал есть!

Хочется заметить, что человек, выполнивший свою работу хорошо или даже отлично, заслуживает похвалы и денежного вознаграждения, а не места посолиднее. Мудрый начальник продвигает сотрудника, когда считает, что на новой должности тот будет полезнее, чем на прежней. А если он и так дает компании максимум, на что способен, зачем же его повышать? Подумайте, может, теперешняя позиция действительно ваш потолок. Хороший исполнитель не всегда становится хорошим начальником. Но если чувствуете в себе потенциал, вы должны не только справляться с нынешними задачами на все сто, но и одновременно показывать, что можете делать что-то другое, большее. Это и есть самое главное для продвижения по карьерной лестнице.

Читайте також

  • Як стати дата-аналітиком і чим він займається22 грудень, 2023

    Пропонуємо вам познайомитися з перспективною сучасною професією, яка допомагає компаніям приймати рішення на основі даних, а не інтуїтивно.

  • Новорічні знижки на сайт Jobs.ua22 грудень, 2023

    Jobs.ua хоче привітати вас з наступаючим Новим 2024 роком і порадувати новорічними святковими знижками!

  • Як спорт сприяє кар'єрі21 грудень, 2023

    Спостереження доводять, що спортивні люди витривалі та цілеспрямовані, саме тому вони віддадуть перевагу при прийомі на роботу співробітникам, які мають в інтересах спорт. А психологи стверджують, що заняття спортом не лише сприяють фізичному здоров’ю, а й поліпшенню душевного та психологічного стану. Пропонуємо і вам ознайомитись із цими очевидними фактами в цій статті на Jobs.ua і віддати перевагу фізичним вправам.

  • Як правильно написати лист-пояснення19 грудень, 2023

    Скласти лист-пояснення про власну відсутність на робочому місці чи порушення певних робочих режимів не так уже і складно. Обов’язково скористайтесь зазначеними в цій статті порадами.


↑ Вгору