Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Работодателю
  4. В помощь HR

HR-менеджеру на заметку: план собеседования

27 Апрель, 2011 485
Знакомство

Интервьюеру нужно с самого начала задать правильный тон общения — доброжелательный и одновременно деловой. Хорошо, если собеседование проходит в специальной комнате, где ничто не будет отвлекать внимание собеседников.

Интервьюер должен сообщить кандидату, какой будет общая схема и длительность их встречи, чего ожидает интервьюер, когда кандидат сможет задать вопрос и т. д. Во время собеседования интервьюер должен делать письменные заметки, не полагаясь на память.

Блок вспомогательных вопросов

Собеседование начинается с нейтральных вопросов, которые дают возможность кандидату снять первое напряжение и унять волнение. Например: «Вы легко нашли наш офис?», «Вам уже приходилось бывать в этом районе?» и т. д.

Краткое описание организации и вакантной должности

Интервьюер предоставляет краткое положительное описание организации и места вакантной должности в ее структуре. Рассказывает, какие обязанности должен выполнять человек на этой должности. Важно представить должность в выгодном свете (но ни в коем случае не преувеличивая!), чтобы у кандидата сложилось положительное впечатление и желание побороться за нее.

Иногда уже на этом этапе выясняется, что кандидат имел совсем другое представление о должности и не заинтересован получить ее, поэтому дальнейшее собеседование теряет смысл. Если кандидат после предоставленной информации демонстрирует интерес к вакансии, интервьюер переходит к ключевым и информационным вопросам.

Блок ключевых и информационных вопросов

Эти вопросы задаются, чтобы определить уровень компетенций кандидата, уровень соответствия общеорганизационным требованиям и условиям, на которых он может занять вакантную должность. Сначала кандидату задают простые закрытые вопросы, на которые он может ответить несколькими словами или фразами.

Затем переходят к более сложным открытым вопросам, требующих обдумывания и развернутых ответов. Эти вопросы раскрывают, какой опыт и достижения имеет кандидат, как он вел себя в определенных профессиональных ситуациях, насколько уверенно аргументирует свои решения, как владеет профессиональной лексикой.

Рекомендуется относительно каждой компетенции задавать не менее четырех вопросов. Наиболее информативными являются вопросы, характеризующие прошлое поведение кандидата, а также проективные вопросы. Следует избегать вопросов, на которые у кандидата могут быть подготовлены ответы, поскольку их информативность крайне низка.

Интервьюер должен уделять внимание не только содержанию ответов, но и той структуре и форме построения фраз, которым кандидат отдает предпочтение. Опытные интервьюеры прибегают к методике лингвистического анализа языка: парные оценочные параметры позволяют понять приоритеты кандидата, мотивы, отношение к различным сферам деятельности, определить доминирующий стиль референций (внешняя, внутренняя или смешанная).

Блок вопросов кандидата

Интервьюер должен предоставить возможность кандидату выяснить те вопросы, которые у него возникли в процессе собеседования. Анализируя вопрос кандидата по тематике и форме, можно получить дополнительные сведения относительно сферы его интересов и потребностей, оценить, насколько адекватно он понимает требования к должности и свое соответствие им.

Как правило, всех кандидатов интересуют два вопроса: на какой уровень зарплаты они могут рассчитывать и когда они будут знать о результатах собеседования.

Относительно первого вопроса интервьюер может дать конкретный ответ, если уровень зарплаты установлен и ее не будут существенно менять, либо отложить ответ до того времени, когда будет приниматься решение о найме. Интервьюер может коснуться (не вдаваясь в детали) действующей в организации системы компенсаций. В этом отношении важно выдержать меру — дать понять, что усилия работников организации достойно и справедливо вознаграждаются, но не перейти к обещаниям, которые потом будет трудно выполнить.

Относительно последующих контактов с кандидатом лучше указать срок, в течение которого с ним свяжутся в случае заинтересованности организации. Отсутствие контакта в указанный срок означает отказ. При такой договоренности интервьюер лишается обязательства контактировать с кандидатом, чтобы сообщить ему неприятную информацию об отказе (а тем более обосновывать свое решение).

Кандидат может задавать неудобные вопросы. Например, он хочет знать, понравилась ли его кандидатура и есть ли у него шансы получить должность. Иногда кандидат просит прокомментировать, насколько удачно он себя вел на собеседовании и в чем интервьюер видит его слабые стороны (такие вопросы характерны для кандидатов с небольшим опытом собеседований или неуверенных в себе).

Опытный интервьюер должен воздержаться от оценок. Необходимо дать нейтральный ответ, поскольку, втянувшись в обсуждение, интервьюер рискует либо оскорбить кандидата, либо наоборот, вселить в него неоправданные надежды. Не стоит забывать, что интервьюер — официальный представитель своей организации, и его профессионализм при проведении собеседования во многом определяет имидж организации как работодателя.

Завершение собеседования

Должно быть положительным и оптимистичным. Интервьюер не должен показывать, что общение с кандидатом его утомило или истощило (хотя очень часто так и бывает). Даже если кандидат уже никогда не будет в этом офисе, у него должно остаться хорошее впечатление о встрече.


Читайте также