Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Все о работе
  4. Жизнь в коллективе

Корпоративная порка устарела

3 Сентябрь, 2007 10209

Украинские работодатели продолжают противозаконно «срезать» оклады своих сотрудников. «Противозаконно потому, что статьей 147 КЗоТа предусмотрено только два вида взысканий: увольнение и выговор», – рассказала «24» Алёна Лосевская, адвокат «Международной юридической службы». Такое понятие, как штраф в отношении работника, в украинском законодательстве отсутствует. Взыскать денежные средства с работника работодатель может только в порядке возмещения ущерба, причиненного предприятию по вине такого работника. По словам начальника управления по работе с персоналом «Эрсте Банка» Сергея Рудя, отсутствие законодательных оснований толкает работодателей на поиск скрытых лазеек. И они их находят. «Многие компании используют скрытые формы штрафов», – рассказал «24» исполнительный вице-президент Конфедерации работодателей Украины Алексей Мирошниченко. В конфедерации работодателей утверждают, что «скрытые штрафы» могут существовать только на предприятиях малого и среднего бизнеса. «Большие трудовые коллективы защищены коллективным договором», – говорит г-н Мирошниченко.

При желании работодатель может «оштрафовать» сотрудника, лишив премиальных или части зарплаты. Чаще всего лишить «кровных» могут за опоздание на работу, срыв «дедлайна», невыполнение плановых показателей, потерю выгодного клиента или курение в запретной зоне.

В некоторых компаниях система штрафов существует только в качестве острастки. «Потому что ее наличие требует большей ответственности», – считает Людмила Богуш, старший бизнес-тренер компании InforManager.

Собственники одного из многочисленных столичных офисов рассказали «24», что совсем недавно решили проблему частых опозданий. Традиционная «задержка», которая повсеместно практиковалась их сотрудниками, ежедневно составляла 30–45 минут. По мере того, как опоздания входили в систему, терпение администрации достигло предела. И в один прекрасный день на дверях офиса появилось устрашающее сообщение: «каждые 15 минут опоздания преследуются штрафом в 20 у.е.». И хотя «кнут» в действии так никто и не увидел, но количество опаздывающих заметно сократилось.

Позитивные отказники

 

Во многих украинских компаниях считают, что наказывать сотрудника «рублем» не имеет смысла. «Что касается штрафных санкций, то, с моей точки зрения, это не самая лучшая система мотивации персонала», – говорит г-н Рудь. Практика показывает, что разного рода поощрения дают гораздо больший эффект, нежели применение «кнута». «Штраф изначально – элемент демотивации, поэтому использовать его в созидательных целях невозможно», – уверяет ведущий менеджер по найму и адаптации персонала службы управления персоналом компании «Интерпайп» Светлана Райкова.

А вот получить обратный эффект, по мнению представителей тренинговых компаний, вполне реально. По их версии, происходит то же, что и с водителем, которого оштрафовал ГАИшник. После оформления протокола, наказанный резко срывается с места на высокой скорости. Назло. «Денежные взыскания только озлобляют людей». У оштрафованного сотрудника включается «оправданная вседозволенность», – поясняет г-жа Богуш. Как она считает, именно руководитель отвечает за то, чтобы не дать повода применить систему штрафов, создав условия для наличия дисциплины с помощью простых правил делегирования и отслеживания.

В качестве показательного примера отказа от штрафов можно привести опыт компании «Евросеть». Ее менеджмент, в качестве инструмента по борьбе с нарушителями дисциплины, внедрил бальную систему оценки просчетов сотрудников. Существующая сетка баллов корпоративных нарушений предполагает, что при превышении установленных лимитов, злостного нарушителя порядка просто увольняют. «Мы не хотим лезть в карман сотрудника. Все честно заработанные деньги принадлежат только ему», – заявила «24» директор по работе с людьми украинского филиала компании «Евросеть» Виктория Калинина.

Оштрафуй себя сам

 

В некоторых фирмах работодатели применяют административные системы управления персоналом, которые не очень распространены в Украине. Компании остаются «в белом», позволяя сотрудникам оштрафовать себя самостоятельно.

Для того чтобы внедрить в своей компании такую схему, достаточно, чтобы руководитель каждого подразделения определил план для сотрудника в баллах.

«Такая система позволяет оценить эффективность работы каждого сотрудника и заплатить столько, сколько он реально заработал», – рассказал «24» руководитель отдела маркетинга и продаж компании «Бейдж Мастер» Станислав Неровня.

Затем, по результатам работы за неделю составляется график. Динамика продуктивности отслеживается по уровню дохода, принесенного каждым из сотрудников компании. Если, к примеру, менеджер заработал 1 тыс. грн по итогам текущей недели, и 10 тыс. грн на следующей, то график подымается резко вверх. «Процент увеличения прибыли соответствует углу наклона на графике каждого сотрудника», – говорит г-н Неровня. Если человек поработал плохо, то у него график опускается вниз. И соответственно, он получает меньше денег, штрафуя себя.

Консультация юриста

Евгений Клименко, адвокат ООО «Адвокатское Бюро Капшука»

Привлечение работников к материальной ответственности, которой штраф собственно и является, регулируется главой 9 Кодекса законов о труде. Работники могут быть привлечены к материальной ответственности только в случае причинения работодателю прямого ущерба своими действиями. Привлечение работников к материальной ответственности, то есть штрафование, за дисциплинарные проступки (опоздание на работу и т. п.), что так любят делать работодатели, законодательством ЗАПРЕЩЕНО. Но на практике, естественно, доказать нарушение гораздо сложнее. Так, если вы получаете заработную плату «в конверте», то доказать, что вас оштрафовали, нереально. У работников, получающих полностью «официальную» зарплату, как правило, существует довольно гибкая система премирования. Потому, например, не выплатив вам премию в привычном размере, работодатель вовсе не обязан объяснять, что сделал он это в качестве «штрафа» за какой-то конкретный проступок. Ведь премия является формой поощрения и выплачивается, по сути, на усмотрение работодателя. Однако, если вы уверены, что вас незаконно оштрафовал работодатель за какой-нибудь конкретный проступок, рекомендуем, в первую очередь, потребовать от него объяснений, желательно, в письменной форме. Не ответить вам работодатель не имеет права. И, возможно, в его ответе вы найдете какую-нибудь оговорку, доказывающую незаконность его действий. Но даже если работодатель ответит что-то типа «недостаточно размера фонда премирования в этом месяце», такие ответы могут стать доказательством предвзятого к вам отношения со стороны работодателя, если вдруг дело дойдет до суда. В случае регулярного «штрафования», собрав достаточно доказательств (письменные, показания свидетелей и т.п.), есть смысл обратится в суд с иском о взыскании материального и морального вреда, причиненного нарушением трудовых прав.

Читайте также