Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Все о работе
  4. На работе

НЕ СГОРЕТЬ НА РАБОТЕ

17 Август, 2007 12528

Максим Кулецкий, директор дизайн-студии «Кул-арт» (штат — 7 чел.) ничего не слышал об особенностях корпоративной культуры легендарной Gatewey, где сотрудникам разрешено пить пиво в офисе. Но и в его компании в летнюю жару сотрудники могут себе позволить, не отходя от компьютера, потягивать этот далеко не безалкогольный напиток. Причем пиво закупается за счет компании.

А в офисе одного известного киевского провайдера, пожелавшего остаться неназванным, — пиво на рабочих столах админов и клубы сигаретного дыма вокруг — обычное дело. Однако, по утверждению руководителей этих компаний, подобные послабления никак не отражаются на качестве работы. «Разве что обстановка у нас более свободная и демократичная» — заметил г-н Кулецкий.

Это же касается и дресс-кода, о котором не вспоминают в компании «Кул-арт», но которому вынуждены подчиняться сотрудники большинства крупных компаний. Обязательные пиджаки для мужчин, закрытые туфли и чулки для женщин способны привести в уныние любителей комфортной одежды. Поэтому в особенно знойные дни даже руководители банков, славящихся своей консервативностью, разрешают сотрудникам сменить строгий деловой костюм на одежду более соответствующую сезону.

У кого и в каком «обличии» существует такое понятие, как «летняя мотивация», разбирались журналисты «ВД».

Незаметный сезон

«Летом всегда меньше проблем с утренними опозданиями. Но при этом в приятный летний день многие стараются улизнуть с работы. Назначают встречи с клиентами по вопросам, которые можно решить по телефону, или придумывают другие «неотложные» дела вне офиса», — рассказывает Ольга Колотова, заместитель директора ООО «Пластмед» (продажа изделий медицинского назначения, штат — 22 чел.). — Поэтому усилия руководства в этот период должны быть направлены на то, чтобы не дать предвкушающим отпуска сотрудникам расслабиться и пустить на самотек все дела».

Ведь начиная с середины июня многие офисы превращаются в мини-филиалы туристических агентств. Планирование отпуска с семьей или друзьями, поиск подходящих санаториев или турбаз, разглядывание картинок с видами курортов, заказ билетов и бурные обсуждения — все это незаметно «съедает» по два-три часа рабочего времени.

Кроме того, в летнюю жару эффективность работы офисного персонала падает примерно на 12%. И, как утверждают медики, каждый дополнительный градус к 26 по Цельсию снижает ее еще на 10% (см. бокс «Прогулка без прогула»). И, может быть, не один HR, задумчиво рисуя пирамиду потребностей по Маслоу, ломал голову: как стимулировать работу сотрудников жарким летом?

Однако большинство опрошенных нами руководителей признались, что стараются мужественно игнорировать климатические изменения за окном. «Если руководитель четко представляет объем работы и ставит перед персоналом конкретные задачи, летнего спада эффективности не будет. Что касается возможного снижения количества клиентов, то его, скорее всего, ощущают компании, которые только набирают обороты. У компаний со сложившейся репутацией, которые уже несколько лет присутствуют на рынке, особых сезонных изменений нет», — рассказал Александр Сильченко, начальник отдела по подбору и адаптации персонала СК «Нова» (страхование, штат — 240 чел.).

«Когда люди заинтересованы в своей работе, они самомотивируются. Им нужно выполнить свой объем работы и получить деньги. И если, уходя в отпуск, сотрудник оставил какие-то дела невыполненными, он прекрасно знает, что по возвращении ему все равно придется их сделать», — сообщил Владимир Степура, директор ООО «Ликонд» (вентиляция и кондиционирование, штат — 25 чел.).

С тем, что приближающийся отпуск помогает сохранить силу духа и интенсивно поработать, согласен и Феделе Ди Маджио, глава наблюдательного совета Агробанка (группа Home Credit, штат — 3500 чел.): «Есть одна важная вещь, возможно, связанная со спецификой лета. Люди понимают: для того чтобы спокойно отдыхать в отпуске, им необходимо обеспечить бизнес-процесс таким образом, чтобы не пострадала компания».

Виктория Калинина, директор по работе с персоналом украинского филиала компании «Евросеть» (штат — ок. 2000 чел.), уверена: «Главное, чтобы хотел работать сам HR-менеджер и первые лица компании. А если те люди, которые транслируют корпоративную культуру, будут расслабляться и ныть, «как тяжело работать летом», сотрудники начнут впитывать в себя это и точно так же оценивать ситуацию».

В то же время в компаниях, сезонность бизнеса которых выражена наиболее ярко, основной задачей кадровой службы, по мнению Оксаны Краснопольской, директора по персоналу ООО «Троянда» (производство, оптовая и розничная продажа мороженого, штат — 450 чел.), становится необходимость избежать повальных увольнений торгового персонала осенью. «Ведь обучение и развитие одного торгового сотрудника — дело слишком дорогое, чтобы весной повторять этот цикл сначала. В принципе, мотивировать людей работать летом — не проблема, так как они и зарабатывают в это время больше, и понимают это. Другое дело — удержать их по окончании сезона».

И все же Феделе Ди Маджио развеял налет скепсиса относительно «летней» мотивации: «Я никогда не видел специальной системы мотивации для лета, но идея интересная. В июле-августе люди устают после нескольких месяцев тяжелой работы, и, кроме того, стоит учитывать расходы на отпуск. На данный момент ситуация такова, что сотрудники некоторых компаний не только не получают специального поощрения, но и вынуждены работать в помещениях, где даже нет кондиционера».

Деловой отпуск

«Если уж наблюдается закономерный сезонный спад продаж, лучше провести это время с пользой для дела, чем чахнуть в офисе, — уверена Ольга Колотова. — Именно поэтому на лето мы планируем различные тренинги, выездные мероприятия, загородные семинары. Конечно, развлекательный компонент во всех этих мероприятиях остается довольно весомым. И надо отметить, что командообразующие тренинги проходят летом на «ура».

Кстати, в последнее время все более популярно становится такой способ нематериальной мотивации, как инсентив-туры (подробнее — см. № 5 за 2006 г., «Никого нет дома»). В такой тур могут поехать не только сотрудники компании, но и ее партнеры, корпоративные клиенты, супруги сотрудников. Формат туров позволяет закладывать в программу корпоративные мероприятия: семинары, мини-конференции и т.д. «То, что мне действительно понравилось, и что я видел в некоторых компаниях, — это путешествия, в которые можно брать супругов. У семей это создает ощущение сопричастности к команде, укрепляет взаимоотношения между коллегами и во многих случаях создает ощущение праздника, которое, возможно, в другом случае не возникло бы. И, конечно же, в таких поездках должна быть очень интересная развлекательная программа», — отметил Феделе Ди Маджио.

Мысль о том, что при благоприятных условиях летний сезон даже способствует деловой активности, поддерживает и Виктория Калинина. По ее мнению, в компании есть возможность составлять летом гибкий график работы для сотрудников розницы, отправлять людей в командировки в южные регионы. Соответственно, можно совмещать приятное с полезным — работу и отдых на море после работы и в выходные. Изменить график работы сотрудников, сделать его более гибким на летний период предлагает и Татьяна Бреус, старший консультант консалтинговой компании «Стафф Сервис» (штат — 20 чел.).

Пляж и сиеста

«Как ни странно это прозвучит, но наши люди становятся зажиточнее и хотят хорошо отдохнуть. И в этом им необходимо содействовать, ведь уставшие, загнанные как лошади сотрудники не смогут полноценно работать. Для этого мы арендуем базы отдыха на море и в Закарпатье, а те, у кого есть дети до шестнадцати лет, могут оздоровить их в пионерском лагере, куда мы предоставляем путевки», — рассказал Руслан Линкин, начальник отдела подготовки кадров, СП «Основа-Солсиф» (строительство, штат — 1500 чел.).

«Те, кто проработал более десяти лет в нашей компании, входит в так называемый совет старейшин. Ветераны имеют право на дополнительные три дня отпуска. Кроме того, мы рассматриваем возможность ввести «премиальные» выходные для поощрения лучших сотрудников по результатам первого полугодия», — поделился опытом Александр Новгородский, генеральный директор ЗАО «Литер» (проекционная и аудиовизуальная техника, штат — 200 чел.).

«О том, что время отпусков приходится на период с сентября по апрель, лучше честно предупреждать еще на собеседовании. А интересным методом мотивации могло бы стать предоставление путевки в Египет при выполнении вполне реалистичного плана», — поделилась своим опытом Оксана Краснопольская. «Однако полная или частичная оплата отдыха обязательно должна быть обоснована результатами работы сотрудников», — предупреждает Ольга Шаповаленко, тренер-консультант консалтинговой компании «Стафф Сервис». Так как, в ином случае, из средства мотивации этот прием может превратиться в привычную льготу.

И хотя примеры предоставления бонусных выходных или возможности самостоятельно планировать рабочее время — скорее, исключение, чем правило, в мотивационных схемах отечественных компаний, по мнению опрошенных экспертов, такая тенденция будет распространяться. Приятно осознавать, что в этом отношении мы приближаемся к европейским традициям, согласно которым попытки работодателя тотально распоряжаться свободным временем сотрудников уже давно считаются дурным тоном.

РЕЗЮМЕ

Нестандартные методы мотивации действуют на уровне эмоций и в конечном итоге часто оказываются менее затраты и более результативны, чем традиционные денежные схемы.

В разработке нестандартных схем мотивации главное — учитывать личные предпочтения премируемого сотрудника. Сеанс игры в гольф, который так любит вице-президент компании, может стать не наградой, а подлинной пыткой для неспортивного начальника отдела.

Стоит учесть, что смягчение дресс-кода и прочие летние «вольности», скорее, могут повлиять на лояльность сотрудников компании, чем на желание интенсивно трудиться.

Читайте также