Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Все о работе
  4. На работе

Парадоксальная вежливость королей

16 Май, 2007 19191

Правила делового этикета 

 

Одним из способов управления своим имиджем является определенное внешнее поведение, которое называется «манерой». Правила делового этикета описывают манеры, принятые в бизнес-среде. Манеры — это способ держать себя, внешние формы поведения, обращения с людьми, употребляемые выражения, особенности интонации, характерная мимика, жестикуляция. К плохим манерам относят все, что мешает, беспокоит, раздражает.

 

Хорошими манерами называют проявления человека, которые порождают
у общающихся с ним положительные эмоции и желание взаимодействовать. Практика показывает, что значительная часть сотрудников-подчиненных в бизнес-организациях недовольны деловыми манерами своих руководителей.

 

Итак, рассмотрим основные правила современного делового этикета.

 

Первое правило: Необходимо делать все вовремя.

 

В соответствии с нормами западноевропейского бизнес- этикета, человек должен делать все вовремя. Причем «вовремя» означает не за 5 минут до (и не за 12 минут после) назначенного, а минута в минуту. Французскому королю Людовику XVIII принадлежат слова: «Точность — вежливость королей и долг всех добрых людей».
С точки зрения деловой культуры, опоздания являются признаком того, что на партнера нельзя положиться. Они означают, что опаздывающий позволяет себе воровать время у другого.

 

Принцип "вовремя" относится и к деловым встречам: важно не только не опаздывать к началу, но и не задерживаться с завершением. Для этого целесообразно предварительно оговорить, сколько времени отведено на собеседование, переговоры, совещание. Жан-Жак Руссо писал: "Умный человек удаляется за минуту до того, когда он был бы лишним".

 

Этикетное требование быть пунктуальным применимо также ко всем деловым заданиям, официальным поручениям, профессиональным обещаниям, которые необходимо выполнять вовремя.

 

Второе правило делового этикета затрагивает тему сдержанности в общении:

 

Не говорите лишнего. 

 

Речь идет о том, что конфиденциальность необходима как с этикетной, так и с этической точек зрения. Воспитанный деловой человек хранит информацию о своей компании так же бережно, как и тайны личного характера. Если сотрудника что-то не устраивает в корпоративной культуре своей компании, то обсуждать сложные ситуации принято исключительно внутри коллектива, а не со знакомыми или родственниками.

 

Дурным тоном является публичное повествование о своих успехах, достижениях, талантах или семейных делах. Не имеют ничего общего с хорошими деловыми манерами также самобичевание, попытки вызвать жалость, рассказы о персональных неудачах.

 

Третье правило утверждает: Будьте любезны и доброжелательны.

 

В этом требовании выражена суть делового этикета. Именно любезность и доброжелательность необходимы для создания и поддержания позитивных деловых отношений на всех уровнях иерархии в компании.

 

Любезность — это поведение, в котором читается стремление быть приятным и полезным для других людей. Доброжелательность предполагает учет интересов партнера по общению и сигналы, четко говорящие об этом: улыбка, контакт глаз, кивание, открытость позы, готовность к контакту в целом, терпимость к мнению партнера, готовность активно слушать и др.

 

Любезность проявляется в умении говорить приятные слова другим людям. С точки зрения этикета комплименты абсолютно необходимы. Деловая галантность подразумевает, что истинный мужчина непременно говорит женщинам любезности.
А деловой этикет предписывает, что лучше это делать до начала рабочего дня,
в перерыве, или после работы. Комплименты могут говорить друг другу и сотрудники одного пола. Наиболее ценны с психологической точки зрения комплименты, подчеркивающие профессиональные качества — ответственность, пунктуальность, экспертную позицию в отличие от приятных слов, подчеркивающих внешние признаки — костюм, прическа, загар и проч.

 

Четвертое правило рекомендует: Думать о других, а не только о себе.

 

Проявлением уважения к окружающим является порядок на рабочем месте. Пыльные стопки бумаг, откровенные фотографии, грязная чашка на рабочем столе порой бывают весьма красноречивы.

 

Думать о других, а не только о себе, означает быть внимательным и уметь правильно слушать. Бальзак утверждал: «Не слушать — это не просто проявление неуважения. Ничто так не окупается в общении как милостыня внимания». Умение слушать является необходимым слагаемым эффективного делового общения. Исследования показывают, что не более 10% деловых людей умеют выслушать партнера спокойно и целенаправленно.

 

Важнейшим слагаемым этикетного поведения является баланс взаимных услуг.
В процессе совместной профессиональной деятельности сотрудники оказывают друг другу помимо формальной помощи личные услуги. Например, подмена сослуживца, помощь в выполнении срочного задания, другая любезность, не предписанная профессиональными обязанностями, и проч. Человек сознательно и подсознательно фиксирует услуги, которые оказал он и которые оказали ему. Нарушение баланса взаимных «любезностей» опасно напряженностью в общении.

 

Пятое правило относится к внешнему виду: Одевайтесь как положено.

 

Модельер В.Зайцев призывает "не засорять своим внешним видом окружающую среду". Эту просьбу можно разместить в качестве транспаранта во многих современных офисах. Одежда — это своеобразная визитная карточка. Примечательно, что слово «костюм» в переводе с латыни означает «образ жизни». Одежда способна рассказать о своем обладателе подчас даже то, что хотелось бы скрыть: настроение, состояние здоровья, воспитание, достаток, вкус, образ жизни, привычки и многое другое.

 

Исследования в области психологии одежды показали, если женщина одета в деловом стиле, то ей приписывают такие качества, как критичность, серьезность, уверенность, тактичность, ум, трудолюбие, организованность.

 

Вот три главные ошибки современных деловых людей при выборе одежды:

 

1. Слишком усердно следуют моде.

 

2. Преувеличивают собственную привлекательность.

 

3. Позволяют своему социальному статусу влиять на манеру одеваться.

 

Продумывая оформление своей внешности и создавая деловой стиль в своей одежде, прическе, аксессуарах, стоит помнить о понятии «ухоженности». Ухоженность подразумевает внимание к деталям внешнего вида. Она связана со здоровьем: чистые волосы, кожа без дефектов, здоровое дыхание, ногти, за которые не стыдно, — все это замечается партнерами по общению.

 

Шестое правило подчеркивает:

 

Говорите и пишите правильным литературным языком.

 

Речь, так же как и одежда, способна многое рассказать о человеке — происхождение, образование, стиль мышления, состояние нервной системы и проч. Грамотная речь свидетельствует в первую очередь об уровне культуры и образованности. Тот, кто умеет четко выразить свою мысль, обладает большим преимуществом.

 

В речевом этикете важной является форма обращения к партнеру: формальное,
без имени, препятствует контакту. Обращение по имени ценится высоко, поскольку свидетельствует об уважении к личности!

 

Обращаться на «ты» или на «вы» — это вопрос правил в компании. Важно изначально договориться, как будет принято и затем соблюдать договоренность.

 

Умение правильно общаться по телефону — важное слагаемое профессионализма, этот этикет предполагает вежливость, краткость и информативность контакта.
В Японии успешным считается руководитель, способный решить любой деловой вопрос по телефону за три минуты. 

 

Парадоксы делового этикета 

 

Деловой этикет — это явление культуры. Любым ее феноменам присуща неоднозначность, а подчас и парадоксальность. Выступая инструментом повседневного делового общения, бизнес-этикет безусловно содержит парадоксы. Вот некоторые примеры.

 

Читайте также