Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Работодателю
  4. Все о подборе персонала

Телефонный профотбор

8 Октябрь, 2009 367

Естественно, никто не ведет печальной статистики разбитых человеческих надежд, уязвленного самолюбия, и можно только догадываться, сколько вполне достойных людей и хороших специалистов получили отказ именно на этой, промежуточной, как считают, стадии переговоров с потенциальным нанимателем. 

Чтобы не испытать однажды горькое разочарование, необходимо знать следующее: сегодня службы персонала многих предприятий постоянно или исходя из ситуации практикуют первичную форму отсеивания кандидатов на вакансию посредством телефонной экспресс-оценки. Переговорить с каждым из сотен профессионалов, приславших резюме, с глазу на глаз у кадровика часто нет физической возможности. Тогда он берет телефонную трубку и начинает методично обзванивать авторов наиболее приглянувшихся анкет. В итоге этих бесед послания соискателей, которые имеют ярко выраженные «фифекты фикции», не умеют ясно излагать свои мысли, недружелюбны, заносчивы либо, напротив, чересчур застенчивы, пойманы на приукрашивании собственной профессиональной биографии и так далее, он отправляет в мусорную корзину. То есть нужно иметь в виду, что если в ответ на высланное резюме поступил звонок с предложением работы, не стоит сразу впадать в эйфорию. Пока вас только оценивают, и многое будет зависеть от того, насколько уверенно и грамотно вы проведете первый разговор с рекрутером. Психологи утверждают, что впечатление о собеседнике складывается в первые 10–15 минут общения. Конечно, не менее важно и то, как вы будете выглядеть и вести себя при личной встрече с кадровиком, но определенное (и, возможно, решающее) мнение сформируется у него в процессе телефонной беседы. 

Особый жанр интервью 

Может показаться, что эффективная техника телефонных переговоров мало чем отличается от ведения очной беседы. На самом деле это, если хотите, самостоятельный жанр. Тут есть немало специфических моментов и даже подводных камней, которые необходимо учитывать для продуктивного использования выпавшего «телефонного шанса». К примеру, иным людям, чтобы установить с собеседником эмоциональный контакт, угадать его настроение, понять, как с ним себя вести, необходимо видеть его позу, выражение лица, глаз. Поэтому при телефонном разговоре они часто испытывают дискомфорт и вместо того, чтобы сразу же начать очаровывать человека, тратят драгоценные минуты на его «прощупывание». 

Преодолеть себя 

Отдельно стоит остановиться на ситуации, когда вы звоните в компанию по собственной инициативе. В этом случае можно запросто напороться на чью-то негативную реакцию. Что поделаешь, но для местных сотрудников вы всего лишь безликий человек с улицы, а то и потенциально опасный конкурент. Однако если, услышав в телефонной трубке неприветливую реплику, вы отказываетесь от дальнейших попыток пробиться к нужному человеку, то вам остается только посочувствовать: этот важный психологический барьер вы не взяли. А между тем карьера обычного работника, которому жизнь не подарила влиятельных родственников и высоких покровителей, как правило, складывается из преодоления длинной череды препон. Пример Николая Гамова тому подтверждение. Сегодня Николай — совладелец преуспевающего агентства по найму домашней прислуги для состоятельных клиентов, но семь лет назад собственное будущее представлялось старшекурснику педагогического вуза весьма туманным. «Честно говоря, к третьему курсу университета я понял, что не хочу идти работать в школу, — рассказывает он. — При этом я осознавал, что никто не забронировал для меня персональное место с достойной зарплатой в солидной фирме. Диплом преподавателя истории тоже вряд ли мог помочь в поиске работы, которую я хотел получить. Но желание найти хорошо оплачиваемое интересное дело оказалось столь сильным, что я был готов пробивать лбом любые стены. Для начала я определился, чем конкретно хочу заниматься, а потом стал методично обзванивать учреждения интересующего профиля. Причем в качестве базы данных я использовал самые различные источники информации вплоть до телефонного справочника. Вначале было очень трудно преодолеть собственную застенчивость и естественный страх перед неудачами, ведь далеко не везде со мной разговаривали вежливо. Нередко, едва выслушав мою вступительную фразу, очередной фирмач просто швырял трубку. Иногда на том конце провода из моей сбивчивой речи не сразу понимали, чего я, собственно, от них хочу. Тяжелые уроки. Но я учился сохранять положительную мотивацию, несмотря на временные поражения. Разговаривая с очередным потенциальным работодателем, я пытался воображать себя матерым профессионалом общения. Когда удавалось, я вдруг действительно начинал говорить легко и свободно, даже импровизировать и шутить. Такие моменты меня окрыляли! Каждый день я намечал очередную норму звонков и не отходил от телефона, не выполнив ее. Постепенно приходила уверенность в себе, умение преодолевать различные рогатки из неприветливых секретарей и недоброжелательных типов. В какой-то момент я даже стал получать кайф, успешно справляясь с «психологическими перегрузками» при общении с проблемными собеседниками. Один мой приятель-культурист однажды сказал, что спустя годы тренировок стал испытывать удовольствие от боли в напряженно работающих мышцах, ведь это означает, что нагрузка подобрана верно и бицепсы растут как на дрожжах. Точно так же наливались силой и мои «бицепсы». Со временем я стал настоящим асом в области собственного трудоустройства и вскоре сумел найти место в интересующей меня сфере. И хотя на первой работе отношения с коллегами у меня не сложились, уже через десять дней я вновь пристроил самого себя на довольно приличную должность. Сейчас понимаю, что наиболее ценное в профессиональной жизни — это опыт и полученные навыки, так как только они позволяют нам делать карьеру и зарабатывать деньги, несмотря на временные неудачи». 

Умение успешно разговаривать по телефону, как и любой другой навык, вырабатывают тренировкой. Так что, если предстоит важная беседа, отрепетируйте ее в деталях. Продумайте, какие вопросы могут быть заданы, и постарайтесь ответить на них уверенно и развернуто. Кстати, тот, у кого есть опыт общения с сотрудниками кадровых служб, знает, что большая часть их вопросов относится к категории стандартных. Поэтому не так уж сложно просчитать предстоящую партию ход за ходом. Другими словами, если вы имеете возможность подготовиться к телефонному разговору с работодателем, спланируйте столь ответственное мероприятие со всей тщательностью. 

Читайте также