Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Моя профессия
  4. Радиоведущий

Не пустой звук

12 Март, 2007 24876

Привычно переключая каналы FM-диапазона, мы уже забыли о том, что совсем недавно радио было «одно на всех» и работало от странного вида розетки, называемой радиоточкой. Программы не отличались особым разнообразием: «хитами» непрямого эфира были трансляции заседаний партии и правительства, вести с посевной и «концерт по заявкам трудящихся». Первую коммерческую FM-радиостанцию киевляне услышали только в 1992 году, называлось это чудо прогресса «Радио Рокс» и вещало из Осло. На сегодняшний день в одном только Киеве 28 радиостанций FM-диапазона. К сожалению, шкала частот не безразмерна, поэтому, как правило, открыть новую радиостанцию удается после демобилизации одной из «старослужащих». Чтобы выкупить частоту, потребуется примерно 350 тыс. у.е. И есть ради чего раскошелиться: постоянными радиослушателями являются свыше 75% населения, более 50% киевлян внимают радиостанциям семь дней в неделю, причем, 65% включают приемники на работе. Секрет прост: слушая любимую волну, можно преспокойно заниматься практически любой работой, поэтому радио чаще всего включается для «фона», а информация (тем более, музыка) усваивается параллельно. Однако активность радиолюбителей неравномерна: большая часть слушателей включают приемники в будни утром (с 7.30 до 10.00), а ночью (22.00-7.00) — меньшая. По этой причине начинающим ди-джеям предлагается вести ночной эфир, пока «набьет руку» его будет слышать минимум аудитории. Конкуренция между радиостанциями Киева стабильно высока: согласно статистике, 5 радиостанций — Наше Радио, Русское Радио, Европа Плюс, Мюзик Радио и ГАЛА-Радио — удерживают внимание 90% аудитории. Как им это удается? Да очень просто: они сумели создать свое лицо. А успех в этом нелегком деле могут обеспечить исключительно сотрудники эфира.

 

Кто заказывает музыку

Еще лет 20 назад устроиться на радио можно было исключительно по рекомендации «Иван Ивановича», а решающим доводом в кастинге претендентов служил партбилет. Первые коммерческие радиостанции испытали настоящий кадровый голод: опытные сотрудники с государственных вещательных каналов не стремились в частные, воспринимая их как авантюру. Да и с молодыми было негусто: специалистов для радио и телевидения никогда не готовили массово. Кадровой опорой для радиостанций стали сотрудники с непрофильным образованием, поэтому до сих пор образование по специальности не является обязательным: привыкли обходиться и без него. Сегодня (спасибо конкуренции!) «радиорынок» стал более открытым и прозрачным, любому соискателю «со стороны» устроиться на столичную радиостанцию… вполне реально! Потому и желающих сесть за ди-джейский пульт хоть отбавляй. А знаете ли, чем придется заниматься? Ведущий (он же ди-джей) ставит музыку, объявляет исполнителей, сообщает погоду и точное время, ведет программы по заявкам и т.д. Но… обязанности ведущих и даже их численность (до 6-10) определяются форматом радиостанции — музыкальным, информационным и рекламным наполнением эфира. Существует несколько общепринятых форматов:

  • CHR (Contemporary Hit Radio) — акцент на современные хиты. Целевая аудитория — 15-28 летние. В утренние часы упор на динамичное и информационно насыщенное шоу с розыгрышами и викторинами (ведущие работают в паре). Содержание дневного эфира ограничивается передачей лаконичных информационных сообщений, например, о погоде. Предпочтение — претендентам, имеющим опыт работы с эфирной техникой.
  • AC (Adult Contemporary) — современная музыка для взрослых (для 25-49-летних). Роль ведущего ненавязчива и ограничивается стандартными приемами: к примеру, вступительным и заключительным словом к музыкальным композициям, меткими замечаниями, ведением игровых программ с розыгрышем призов. Радиостанции этого формата дважды в час передают информационные блоки, поэтому при приеме на работу ведущих информационной службы предпочтение — журналистам, имеющим навыки редактирования.
  • Danceтанцевальная электронная музыка (для 14-24-летних). Слово в эфире играет второстепенную роль, поэтому большинство станций такого формата автоматизированы.
  • Oldies — ретроформат (от 35 лет и старше). Стиль ведения эфира — откровенный и интеллигентный. Доля вербальной составляющей очень высока, поэтому ведущие должны быть интересными собеседниками и незаурядными личностями.
  • Специфические форматы — тяжелый рок, рэп, джаз и т.д. рассчитаны на узкую аудиторию.

«На слух» определить формат не удается (что не удивительно: как отмечают эксперты, в Киеве нет «чистых» 100-процентных форматов), поэтому полезно вычитать его описание на сайте радиостанции. И если он придется вам по душе, «скатертью дорога» на эти радийные просторы с резюме в руках. Но не забудьте и еще кое о чем.

 

Прямой эфир

Горящим желанием попасть на радио специалисты советуют дерзать лишь в том случае, если владеете навыками ведения эфира. Критерий: «Подумаешь! Я и так смогу», — не в счет, речь идет о владении распространенными автоматизированными системами подготовки программ и вещания, а при необходимости работы со звуком и редактором Sound Forge. И все это в комплекте с навыками быстрого реагирования: «персональный друг человека» часто «выкидывает коленца», и чтобы справиться с ситуацией у ди-джея в запасе бывают только считанные секунды. В противном случае, лучше умерить амбиции и начать восхождение к вершинам с более приземленных позиций. Например, многие сегодняшние звезды эфира начинали курьерами. Исключение возможно, если у вас есть ценное предложение — конкретный проект, который идеально впишется в формат радиостанции и поднимет ее рейтинг. Излагать идею желательно либо программному директору, либо главному редактору. «Обычно все начинается с конкурса резюме, — комментирует Елена Гончарова, программный директор радиостанции «Столица». — Нас интересуют кандидаты с опытом работы на аналогичной должности. Отметаются CV с грамматическими ошибками, ведь, если у кандидата проблемы с грамотностью, ему нечего делать на радио. В моем представлении ведущий эфира без ВО — нонсенс. Профиль не играет роли, среди работников радио свыше 70% не имеют специального образования, но нельзя допустить, чтобы ведущий радиоэфира имел низкий интеллект, ведь его должно быть интересно слушать. Немаловажный фактор — хорошее знание тенденций отечественной и зарубежной музыки. К резюме обязательно прилагается демо-запись — аудиозапись ведения эфира или пробы, которую можно отправить по электронному адресу. Речь должна быть приятной, динамичной и логически выстроенной, дикция безупречной, а голос — вписываться в формат радиостанции. Например, предметом поиска может стать обладатель задорного и веселого голоса или мягкого и завораживающего. Избранных приглашаем на кастинг, где предлагаем, например, провести программу по заявкам или прочесть поздравления. Ценитсяпозитивный настрой и чувство юмора. Прошедшего собеседование ожидает стажировка». Карьера ведущих может складываться по-разному: поднаторевших ди-джеев переводят на более престижное с коммерческой точки зрения эфирное время. Многие начинают «светиться» в различных шоу, вести концертные программы, тематические вечера в ночных клубах, некоторые уходят в телеведушие. Случается, что ди-джеи вырастают до программных и даже до генеральных директоров. Минимальная заработная плата от 400 у. е. (см. диаграмму), но максимальное предложение может приближаться и к 5000. Конечно для тех, кто не испугается трудностей на тернистом ди-джейском пути.

«Дорогие» радиослушатели

Если вы думали, что ведущий говорит в эфире все, что ему вздумается и ставит свою любимую музыку, компетентно заявляем: ничего подобного! Речь ди-джея, включая экспромты, — хорошо подготовленные «домашние заготовки», учитывающее время звучания шуток с точностью до секунды. За ошибки штрафуют и даже увольняют (за орфоэпические в лучшем случае посылают к логопеду). Какие огрехи не прощают на радио? Ди-джей не может использовать служебное положение и передавать приветы своим друзьям и родственникам. Чтобы поздравить с днем рожденья любимую маму, придется чуть ли не полгода вымаливать разрешение у программного директора. Неприятностями грозит постановка композиций в обход «playlist» — спущенного сверху списка песен, которые должны прозвучать в эфире. Отговорки типа: «Я не могу в 105 раз слушать эту композицию или этого исполнителя», — в расчет не принимаются, а музыкальные предпочтения вообще никого не интересуют: любимые песни можешь слушать только дома. Опаздывать на работу ни в коем случае низзяяя! И упаси Боже выругаться или нагрубить звонящему радиослушателю, даже если он пьян и из всего «великого и могучего» отдает предпочтение ненормативной лексике. Ведущий должен позаботиться, чтобы такая словесность не просочилась в эфир. Помимо этого, в фокусе внимания должна удерживаться масса вещей: например, что звучит сейчас в эфире и что должно звучать минимум на два шага вперед, что есть в запасе на случай, если произойдет непредвиденный сбой, не зашкаливает ли уровень громкости звука, сколько времени осталось до новостийного блока, проследить, чтобы реклама вышла в эфир точно по расписанию, и многое другое. Проведенные 4-5 часов в прямом эфире могут быть такими же напряженными, как и 8-часовая смена за токарным станком, поэтому на походы в ночные клубы сил у ведущих остается столько же, сколько и у «пересічних громадян». Несмотря на кажущуюся легкость, не многим новичкам удается преодолеть «страх микрофона». Свой рабочий инструмент — голос — нужно беречь пуще зеницы ока, любая ангина, не говоря о фарингитах и ларингитах, может обернуться потерей работы. Поэтому навсегда придется забыть о желании пить холодненькое или о том, чтобы пройтись в сырую погоду без шарфика. В зависимости от графика придется проводить за ди-джейским пультом либо ночи напролет, либо подниматься на работу в 5 утра, чтобы к семи часам ваш бодрый голос вселял оптимизм собирающимся на трудовые подвиги соотечественникам. И никаких ноток усталости, раздражения или уныния в голосе! Вы — воплощение вселенского оптимизма, даже если у вас накануне угнали машину, пропала собака или ушла жена. Стоит ли говорить, что радиостанции не прекращают работу ни в выходные, ни в праздники? Но все минусы компенсируют непередаваемые впечатления от ведения прямого эфира. И неразрывно связанная с этим популярность. Главное — не заболеть «звездной болезнью», но это уже совсем другая история.

 

Плюсы

Минусы

Престижность профессии и высокие зарплаты (от 400 до 5000 у.е.)

Любая простуда может обернуться потерей голоса, а значит и работы

Гибкий график работы

Штрафы и увольнения за нарушения правил и ошибки

Публичность и популярность

Во время прямого эфира возможны «технические неувязки»

Высокая информированность о музыкальных тенденциях

Высокая ответственность

Встречи в эфире с интересными людьми: музыкантами, звездами эстрады и др.

Дополнительная нагрузка на психику при общении с «невидимыми» радиослушателями, от которых неизвестно что можно ожидать

Профессиональная необходимость постоянно повышать уровень общей эрудиции

Профзаболевания: патологии слуха

 

 

Некоторые правила работы ведущего. Ди-джей не должен:

1. Говорить о своих проблемах или проблемах радиостанции, в том числе и технических.

2. Морализаторствовать, давать оценку радиослушателям, насмешничать или поучать.

3. Менять программу.

4. Негативно высказываться о звучащих в эфире песнях или исполнителях, равно как и о коллегах.

5. Говорить с радиослушателями о политике и религии (если это не тема проводимого опроса).

6. Подпевать джинглам, рекламным роликам и песням.

7. Выходить в эфир в середине песни или рекламного блока.

8. Упоминать в эфире другие радиостанции и имена их ведущих

Читайте также
  • Наперегонки с инфляцией: спринт, марафон или спортивная ходьба 2 Декабрь, 2016Хочется верить в лучшее. Наши «тренеры» понемногу переходят от «спортивной ходьбы» к изнурительному «марафону», обещая индексацию и в следующем году. Причем, грядущая индексация, просто пугает своими цифрами.
  • В обход стереотипов: секрет вашего успеха на собеседовании 1 Декабрь, 2016Если вы столкнулись с проблемой в уверенности благоприятного исхода вашего предстоящего собеседования, прочтите это до конца и… получите свою работу!
  • Работа на Новый год30 Ноябрь, 2016

    Начало декабря – отличное время, чтобы задуматься о новогодних и рождественских праздниках, а также о своей занятости на этот период времени. Некоторым специалистам к этому времени не удалось трудоустроится, но это вовсе не значит, что они в безвыходном положении. Для многих соискателей работа на Новый год – это возможность получить хорошую прибыль и заработок. Именно поэтому они оставляют на рождественский период большие надежды.


  • Отредактируйте свое резюме прямо сейчас!28 Ноябрь, 2016Очень часто соискатели сталкиваются с проблемой застоя в поиске трудоустройства. Это может происходить по разным на то причинам и одной из самых разрешимых является некачественно составленное резюме. Как известно, резюме обеспечивает первое знакомство соискателя с работодателем, именно поэтому оно должно быть безупречным и грамотным. Многие HR-менеджеры настоятельно рекомендуют всем соискателям перед рассылкой резюме вычитывать документ, а давно ищущим работу срочно отредактировать его.