UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Все про роботу
  4. Життя в колективі
  5. Хороший родственник - плохой сотрудник

Хороший родственник - плохой сотрудник

11.09.2009 580

Один из безусловных плюсов - с братом или сестрой можно быть предельно честным. Правда, с дальними родственниками это уже не так просто. В отношениях с ними многих часто подстерегает соблазн апеллировать к авторитету других родственников, не имеющих отношения к совместной работе. Например - пожаловаться тёте на кузена-начальника. Звучит в теории, может, и смешно, но на практике расстраивает деловые отношения «на раз».

Зато между братьями и сёстрами зачастую возникает неоправданно жёсткая конкуренция. Младшие стремятся доказать старшим, что и они чего-то стоят, а старшие - удержать позиции первенства, которым они привыкли пользоваться в отношении с «малышнёй». Если дух соревнования не выходит за рамки конструктивного, это даже полезно: повышает эффективность каждого и приносит пользу всему предприятию. Но если отношения между братьями и сёстрами превращаются во враждебные, родственников лучше «развести по разным углам».

Появление в одной компании родственников-сотрудников создаёт необычную ситуацию, при которой семейные и социальные роли как бы пересекаются. Родственникам-коллегам трудно избежать соблазна затеять «игру», напоминающую «дочки-матери», а главное - втянуть в неё окружающих. Например, устраивать «семейные разборки», водя друг друга на суд к начальнику или коллегам. От последних ожидается, что в этой игре они сыграют роль «родителей». К сожалению, выйти из этой игры довольно сложно. Если вы хоть раз согласились выступить в роли судьи в споре родственников - ждите, что победившая сторона будет ещё не раз к вам обращаться, а проигравшая запишет вас в список врагов.

Самое противоречивое явление - родственники начальников. Редко когда от них ждут компетентности и полной отдачи. Как правило, младшие сёстры и братья босса превращаются в головную боль его подчинённых. В лучшем случае в офисе появляется просто лишний совершенно бесполезный сотрудник. В худшем - весь офис буквально «стоит на ушах», делая за этого сотрудника всю работу (чтобы не пострадала отчётность) и стараясь держать язык за зубами (чтобы, не дай бог, не сказать о начальстве лишнего).

Пожалуй, стоит сто раз подумать, прежде чем пытаться «пристроить» на собственную работу родственника - в качестве коллеги или подчинённого. Советы вроде «убедитесь, что ваш родственник осознаёт, что к нему не будет особого отношения», как правило, не работают: «особые отношения» между родственниками существуют по умолчанию. Это родственные отношения.

О том, что родственников на работу лучше не брать, говорят и эксперты. Например, Виктория Казанцева, директор по персоналу медиа-холдинга «Актион-медиа», никогда не брала на работу родственников или друзей тех, кто уже работает в компании: «Кстати, это одно из условий моего пребывания в этой должности на данном предприятии. Я никогда не беру людей по рекомендациям, только на общих основаниях. Я ведь несу ответственность за работу предприятия и, соответственно, каждого его участка. А наличие родственников среди сотрудников компании рано или поздно может вылиться в какие-нибудь проблемы».

Виктория Казанцева признаётся, что приходилось увольнять сотрудников-родственников. По её мнению, основная проблема, которую создают родственники - поблажки. Поэтому если родственники или друзья работают в одной компании, но в разных подразделениях и не связаны ни функционально, ни документально - ничего страшного в этом нет. А вот если родственники работают вместе или, не дай бог, один - в прямом подчинении другого, это может плохо кончиться. Она вспоминает и такую историю: «В моей практике был случай - брат был подчинённым сестры. К сожалению, это было скрыто, узнали об этом поздно, но мальчик работал хорошо, поэтому сестре просто сделали предупреждение. В итоге она сама его выгнала». Сестра в своём стремлении не давать никаких поблажек брату просто переборщила, драла с несчастного подчинённого три шкуры.

«Родственники удобны, когда предприятие находится на стадии развития, становления, - говорит Виктория Казанцева. - Когда семейная корпоративная культура, когда на родственника можно навесить столько, что он будет работать за 5 рублей в неделю, нести несколько должностей, перерабатывать и максимально помогать. Но когда предприятие выходит на качественно иной уровень, родственники начинают ожидать качественно иного отношения к себе - например, повышения зарплаты. Даже в том случае, если сами они не выросли».

Владлена Куляшова, директор по персоналу компании Kelly Services, менее категорична в суждениях: «Многое зависит от корпоративной политики компании. Есть компании, в которых не обращают никакого внимания на родственные связи сотрудников, а есть компании, в которых родственники не должны находиться в прямом подчинении друг у друга или, если два человека создают семью, один из них должен покинуть компанию. Напрямую это чаще всего не прописано - это ущемление прав человека, - но в том или ином виде подобные негласные правила существуют.

Но иногда это вносит определённый положительный настрой в работу - люди работают в привычном окружении, со своими друзьями. Когда коллеги создают семьи - это в какой-то мере мотивирует, люди с большим удовольствием приходят на работу. Появляется интерес, некое возбуждение, excitement.

С другой стороны, я видела много людей, которые создавали семьи, потом по каким-либо причинам расставались, и это крайне негативно влияло на рабочий процесс. Например, обиженные бывшие супруги перестают общаться друг с другом. При этом номинально их функции зависят друг от друга».

Несмотря на все плюсы родственных связей - отличное взаимопонимание, честность, давняя дружба - минусы, которыми чревато появление в коллективе коллег-родственников, способны свести на нет все ваши достижения. Так что если кто-либо из родственников просит вас «пристроить» его в вашу компанию - лучше честно откажитесь. Или, по крайней мере, добейтесь, чтобы родственник работал в другом подразделении, желательно - никак не связанном с вашим. И главное: честно предупредите директора по персоналу. Зачем вам всем лишние проблемы?

Читайте також

  • Як стати дата-аналітиком і чим він займається22 грудень, 2023

    Пропонуємо вам познайомитися з перспективною сучасною професією, яка допомагає компаніям приймати рішення на основі даних, а не інтуїтивно.

  • Новорічні знижки на сайт Jobs.ua22 грудень, 2023

    Jobs.ua хоче привітати вас з наступаючим Новим 2024 роком і порадувати новорічними святковими знижками!

  • Як спорт сприяє кар'єрі21 грудень, 2023

    Спостереження доводять, що спортивні люди витривалі та цілеспрямовані, саме тому вони віддадуть перевагу при прийомі на роботу співробітникам, які мають в інтересах спорт. А психологи стверджують, що заняття спортом не лише сприяють фізичному здоров’ю, а й поліпшенню душевного та психологічного стану. Пропонуємо і вам ознайомитись із цими очевидними фактами в цій статті на Jobs.ua і віддати перевагу фізичним вправам.

  • Як правильно написати лист-пояснення19 грудень, 2023

    Скласти лист-пояснення про власну відсутність на робочому місці чи порушення певних робочих режимів не так уже і складно. Обов’язково скористайтесь зазначеними в цій статті порадами.


↑ Вгору