Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Моя профессия
  4. Страховой комиссар

Аварийный выход

6 Март, 2007 25638

Дорожный патруль

В отличие от Запада, где без аварийного комиссара не происходит оформление ни одного дорожно-транспортного происшествия, у нас эта профессия пока не на слуху. Впрочем, некоторые отечественные страховые компании, да и автомобилисты, которым «посчастливилось» угодить в переделку на дороге, уже успели оценить существенную помощь таких специалистов в решении страховых споров. Водителю, попавшему в аварию, компетентные действия эксперта помогут избежать непоправимых ошибок. Поскольку даже присутствие сотрудников ГАИ не дает стопроцентной гарантии, что все обстоятельства случившего будут зафиксированы правильно. Способствовать поиску истины и призваны аварийные комиссары, высокая квалификация и компетенция которых ни в коей мере не подлежит сомнению.

Согласно Типовому положению об организации деятельности аварийных комиссаров, в ряды таких экспертов зачисляют далеко не каждого. Во-первых, потребуется диплом о высшем образовании (степень бакалавра, специалиста или магистра). Во-вторых, как минимум, трехлетний стаж практической деятельности. И, конечно, профильная подготовка, получить которую можно только в лицензированном Министерством образования и науки учебном заведении — например, на курсах подготовки и повышения квалификации аварийных комиссаров при Украинском центре послеаварийной защиты «Эксперт-Сервис».

— Как правило, мы редко обращаем внимание на профиль высшего образования абитуриентов, — объясняет генеральный директор ЗАТ «Украинский центр послеаварийной защиты «Эксперт-Сервис» Петр Васильевич Галаса. — Конечно, значительным подспорьем для работы будут знания, полученные в экономическом или техническом (что лучше) вузе. Аварийный комиссар должен в совершенстве знать строение автомобиля (иметь понятие о двигателе, ходовой части, кузове и т. д.), хорошо разбираться в технологиях ремонта. Ведь определить размер нанесенного при аварии ущерба невозможно без четкой идентификации автомобиля — и не только его марки, но и модификации и «начинки». Например, только для легендарно популярного авто «VW Golf» существует около ста моделей бамперов, стоимость которых варьируется от ста до пятисот евро! И отыскать среди этого разнообразия подходящий вариант не так-то просто!

 

Программа подготовки рассчитана более чем на 200 учебных часов и предусматривает изучение как правовых основ деятельности, так и специализацию по методике оценки дорожно-транспортных средств. Преподают в «Эксперт-Сервисе» не только профессионалы с солидным опытом, но и сотрудники Фонда государственного имущества Украины, Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз, Моторного (транспортного) страхового бюро, Министерства внутренних дел. Обучение (лекции и практические занятия) проходит в два этапа. После первой учебной недели учащиеся занимаются самоподготовкой (1-1,5 месяца). За это время они готовят рефераты по правовой тематике и контрольные по специализации «Оценка дорожно-транспортных средств». Кроме этого, выполняют три проекта отчета оценщика об определении стоимости автомобиля, его ремонта или причиненного ущерба. Работы проверяются и рецензируются, после чего слушатели возвращаются к очным занятиям — как лекционным, так и практическим. Неделя напряженной учебы заканчивается тестированием и (в случае его прохождения) — получением свидетельства о базовой подготовке оценщика. Этот документ дает право на стажировку в течение года и последующую сдачу экзаменов в Фонде госимущества. Только такая схема позволяет новичку получить свидетельство оценщика и попасть в государственный реестр оценщиков Украины. Заработать же в свой актив свидетельство аварийного комиссара, а вместе с ним — право заниматься урегулированием страховых событий можно лишь по результатам собеседования и защиты письменных работ.

 

Осторожно, фальшивка!

В основе подготовки аварийных комиссаров — богатый мировой опыт, учитывающий, безусловно, и «нашу» специфику. Например, распространенную практику фальсификации страховых событий. Конечно, эти технологии прекрасно работают и за рубежом, скажем, в Польше или Германии, но еще лучше они прижились у нас, где нашли благодатную почву. Ведь из-за отсутствия профессионалов должного уровня страховые компании почти не занимаются решением этого вопроса в полной мере. Да и не секрет, что купить документы, необходимые для получения страхового возмещения, пока проблема решаемая. Так, специалисты «Эксперт-Сервис», выявив ряд фальсификаций для одной из страховых компаний, сэкономили ей порядка 1,5 миллиона гривен!

— Аварийный комиссар должен быть заранее готов к возможной фальсификации событий, — комментирует Петр Васильевич. — К примеру, водитель скрывает, что попал в ДТП в состоянии алкогольного опьянения, заведомо называет дальний регион следования, надеясь, что заниматься проверками никто не будет. Придуманная история может быть довольно банальной, как эта: ехал по трассе, внезапно на дорогу выбежала собака, из-за чего потерял управление и врезался в дерево. Но, не поленившись и приехав на указанный километр, представитель страховой компании и аварийный комиссар оказались посреди поля, где не было не только следов автомобиля на траве, но и… даже деревьев!

 

Одна из наиболее распространенных причин фальсификации — неправильная фиксация подробностей аварии. Поэтому слушателей курсов в обязательном порядке знакомят с методикой осмотра места происшествия. Выезжая на ДТП, аварийный комиссар берет на себя роль следователя, выясняя все нюансы происшедшего и устанавливая обстоятельства страхового события. Важно обратить внимание на многие, казалось бы, незаметные детали: оставшиеся следы масла, бензина или краски. При необходимости комиссар привлекает других специалистов для установления истины. Выяснить, была ли авария на самом деле (или была куплена необходимая справка?), тот ли человек подписал схему ДТП (или его почерк подделали?), с какой скоростью ехал водитель (или он заведомо соврал?) Часто из объяснений пострадавшего можно почерпнуть не очень много полезных сведений. Мол, ехал по дороге, врезался в дерево или другой автомобиль, и на этом все. Поэтому слушателям подробно рассказывают, как опрашивать водителя, и какие сведения он должен сообщить (скорость, состояние дорожного покрытия и т. п.). К тому же, учат составлять схему происшествия и протокол осмотра места ДТП.

— Преподаватели курсов делятся личным опытом с учащимися, рассказывают познавательные случаи из профессиональной практики, — продолжает Петр Васильевич. — Например, однажды, по заказу страховой компании, мне пришлось расследовать ДТП. Ночью на трассе автомобиль потерял устойчивость, слетел в кювет, где наехал на дерево. Рассмотрев на фото полученные повреждения кузова, все специалисты были уверены в фальсификации страхового события. Но страхователь настаивал на своей версии. Аварийный комиссар, выехав на указанное место аварии, нашел множество деталей, но ни одна из них не была номерной и, следовательно, не могла быть идентифицирована. Решить проблему помогла судебная экспертиза осколков краски, внедрение которых нашли в коре дерева. Анализ найденных образцов подтвердил их идентичность с покрытием пострадавшего авто. Страховая компания незамедлительно возместила ущерб клиенту.

 

Без «проколов»

По утверждению опытных специалистов «Эксперт-Сервиса», успешно пройти курс подготовки аварийных комиссаров — задача решаемая. Опорный конспект и методика обучения четко разработаны, как и ответы на экзаменационные вопросы, что освобождает учащихся от штудирования массы литературы. Чаще всего трудности возникают с изучением новой терминологии, в которой нелегко разобраться без знания основ юриспруденции и технологии ремонта автомобиля. Впрочем, это отнюдь не означает, что сдать экзамены и получить свидетельство может каждый.

— Мы отвечаем за высокое качество подготовки наших выпускников, — утверждает Петр Васильевич. — Ведь аварийный комиссар несет материальную ответственность за свои действия, все проставленные в отчетах цифры, и в случае ошибки расплачиваться за нее будет сам! И получают свидетельство только те новички, которые заслужили его усердной учебой. К тому же, работа такого специалиста четко просматривается со всех сторон. В любом случае, как бы ни разрешился спор, найдутся недовольные сделанными выводами. Одному участнику конфликта сумма страхового возмещения покажется очень большой, другой захочет поскорее получить компенсацию за нанесенный ущерб. И чтобы найти объективный компромисс, нужно приложить максимум усилий! Ведь даже несколько «проколов» вполне могут создать вам негативную репутацию и лишить возможных профессиональных перспектив.

 

Неудивительно, что даже успешное окончание курсов и получение свидетельства не освобождают аварийного комиссара от дальнейшей работы по совершенствованию профессионализма. Согласно действующему законодательству, каждые три года специалисты повышают квалификацию, знакомятся с последними веяниями в области проведения оценки дорожно-транспортных средств. Да и сама профессия постоянно «подкидывает» ситуации, разобраться в которых невозможно без новых знаний. Опытный специалист, выезжая на место дорожно-транспортного происшествия, должен моментально уловить все нюансы, суметь «прочитать» оставленные следы и грамотно подойти к решению конфликта. Ведь всегда существует объективная сторона вопроса — и аварийный комиссар должен ее не только отыскать, но и убедить в своей правоте.

— Аварийный комиссар никогда не делает одну и ту же работу дважды, — резюмирует Петр Васильевич. — Каждое страховое событие чем-то да отличается от предыдущего. Другой автомобиль, другие обстоятельства… Чем больше у вас практического опыта, профессиональных умений и знаний, тем лучше вы можете расследовать то или иное происшествие и способствовать установлению истины. А это и есть наша главная задача!

 

 

 

 

Требования к подготовке аварийных комиссаров:

  • высшее образование;
  • стаж практической работы по специальности;
  • знание строения транспортных средств, технологий ремонта и нормативно-технической литературы.

 

Факт

На Западе любой аварийный комиссар — квалифицированный юрист. Этот статус позволяет ему оспаривать действия дорожной полиции.

Читайте также
  • Тестовое задание: «развод» наивных или «бракосочетание» с вакансией? 8 Декабрь, 2016Стоит понять кому, кто и для чего предлагает выполнение тестовых заданий и чего следует опасаться кандидатам на самом деле.
  • Реформа оплаты труда 2017 7 Декабрь, 2016На днях на заседании Верховной рады был принят законопроект №5130 об оплате труда. Как известно, Верховная Рада давно обещала значительные изменения для украинцев в вопросах оплаты труда, внесение единого социального налога, пенсионного обеспечения, социальной политики и прочего. Первым значительным решением стало повышение уровня минимальной заработной платы до 3200 гривен, которое вступит в силу автоматически с 01.01.2017. Принятая 6 декабря реформа оплаты труда также вступает в действие с 1 января нового года, а также внесет конкретные изменения в Кодекс законов о труде.
  • «Мусорщик», «киллер» и другие «особенности» интернет поиска работы. 7 Декабрь, 2016Помня, о неплохих заработках в студенческие годы, которые давала нам: студентам –биологам, подработка (да простит меня Небо) на дежурствах в провинциальном морге и на покраске высоченных труб местной мануфактуры, я начал иступлено бомбить интернет запросами типа «ищу грязную работу» или «возьмусь за высокооплачиваемую рискованную работу».
  • Тот самый фриланс: романтика и ужасы свободного полета 6 Декабрь, 2016Возможности современного мира, все чаще позволяют человеку делать вещи, еще в недалеком прошлом неприемлемые. Как, например, работать фрилансером.
  • Причины смены рабочего место специалистами IT 5 Декабрь, 2016Результаты последних опросов IT-специалистов показали, что, в основном, работники довольны своей работой и родом занятий. Тем не менее, многие специалисты IT-сферы серьезно задумываются о смене рабочего места в 2017 году.