Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Работодателю
  4. Мировая практика

Модель контроллинга и этапы внедрения контроллинга

3 Август, 2009 607

1. Этап первый: целеполагание. На данной стадии определяются цели внедрения контроллинга на предприятии. Возможный перечень целей таков:

- повышение конкурентоспособности предприятия. В настоящее время эффективные системы учета, анализа и планирования являются важнейшим фактором достижения успеха, что подтверждается объемами продаж крупнейших мировых поставщиков решений в этой области (продукты Oracle, R3 и т.д.). Внедрение подобных систем наряду с отлаженными механизмами поставки и транспортировки увеличивает прибыльность как отдельных корпораций, так и целых отраслей экономики;

- сокращение времени, необходимого руководству для принятия обоснованных тактических и стратегических решений;

- повышение качества принимаемых решений;

- сокращение товарно-материальных запасов на предприятии;

- выработка обоснованных критериев оценки эффективности подразделений и специалистов;

- снижение уровня трансакционных издержек;

- достоверное определение себестоимости каждого отдельного продукта;

- выделение любых видов затрат;

- упрощение взаимодействия подразделений.

В зависимости от целей выбирается набор инструментов, которые будут внедряться, и определяются сроки внедрения.

2. Этап второй: внедрение управленческого учета и отчетности. Здесь решаются следующие задачи:

- своевременное получение руководством текущей информации о деятельности предприятия (в удобном формате);

- улучшение взаимодействия между подразделениями;

- сокращение времени принятия управленческих решений ввиду уменьшения неопределенности;

- улучшение мотивации сотрудников;

- увеличение выработки;

- снижение трудоемкости операций

- уменьшение величины запасов и потребности в ресурсах;

- оптимизация использования производственных мощностей;

- оптимизация потребления финансовых, материальных и кадровых ресурсов.

С этой целью составляется структурная схема предприятия, на которой указываются входящие и выходящие из подразделений информационные потоки, а также базы данных внутри подразделений («как есть»). Далее задаются основные требования к системе управленческой отчетности («как надо»). В частности, устанавливаются:

- пользователь различной информации;

- периодичность и формат входящих информационных потоков подразделений (должен выполняться принцип уменьшения количества предоставляемой информации с движением вверх по иерархической лестнице);

- периодичность и формат выходящих информационных потоков.

Составляются необходимые учетные формы для использования внутри подразделений. Они должны соответствовать следующим установкам:

- изменение регистров учета должно быть вызвано происшедшими событиями;

- все существенные изменения, произошедшие на предприятии, должны быть отражены;

- все изменения должны быть отражены в тот момент, когда они произошли.

3. Этап третий: внедрение процедур планирования. На этом этапе разрабатывается формат планов и заданий для различных подразделений с привлечением всех уровней руководства. Кроме того, определяются методики составления планов. Планирование должно охватывать ключевые показатели деятельности предприятия, а также сбыт, бюджеты накладных расходов и нормативы издержек, прибыль, программы инвестиций и финансирования.

Возможная структура системы планов включает:

1) целевые планы:

- материально-вещественные цели: производимые товары и услуги,

- стоимостные цели: финансовый результат, требования по ликвидности, левериджу, обороту и т.п.,

- социальные цели: по отношению к инвесторам, партнерам, общественности;

2) стратегические планы:

- стратегические планы полей бизнеса и функциональные и региональные стратегии,

- план совершенствования организационной структуры и правовой формы предприятия,

- план совершенствования структуры управления;

3) оперативные планы:

- ассортиментно-продуктовый план (в стоимостном и натуральном выражении),

- планы по подразделениям (сбыт, производство, материально-техническое снабжение, транспортно-складское хозяйство, НИОКР, персонал, основные средства и т.д.),

- плановые проекты;

4) общий план результата / финансовый план (план по прибыли, выручке, издержкам, плановый баланс, план денежных потоков, план инвестиций);

5) плановые значения ключевых показателей (в зависимости от применяемых инструментов).

Механизмы планирования должны использовать данные внедренного управленческого учета и составляться в аналогичном формате.

4. Этап четвертый: внедрение процедур и механизмов контроля. Введение в действие механизмов контроля соответствия фактических показателей плановым, разработка системы раннего предупреждения.

Таким образом, при внедрении контроллинга необходимо тщательно оценивать те инструменты, которые будут внедряться, и сопоставлять сложность внедрения, необходимость получаемой информации и соответствие получаемой модели предприятия действительности. Разработанная пошаговая методика внедрения контроллинга позволяет оптимизировать использование трудовых и финансовых ресурсов.

Читайте также