Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Моя профессия
  4. Дальнобойщик

С дальним прицелом

6 Март, 2007 26515

В советские времена профессия дальнобойщика не только ценилась высоко, но и оплачивалась так же. В пору «железного занавеса» из каждой зарубежной поездки «международники» могли вполне легально привозить недоступные широким слоям населения «джинсы-кроссовки-куртки» и другой заграничный товар, что уже само по себе ставило работу дальнобойщика по престижу на одну ступень с «большим начальником». Правда, «избранных» было не так и много: основной грузопоток на дальние расстояния проходил по железной дороге. Автоперевозчики в большинстве занимались доставкой местных грузов, т.е. того, что производилось на ближайших предприятиях в пределах города или области. Расстановку сил изменил грянувший кризис. Настало время расцвета частных автоперевозчиков, новых владельцев видавших виды МАЗов и КАМАЗов, собственноручно приводящих их в порядок, придавая им приемлемый вид. Но прогресс неумолим. Старенькие потрепанные жизнью грузовики, управляемые облаченными в неизменную засаленную фуфайку водителями, стали историей. Современные предприятия испытывают потребность в высокоэффективной информационной системе поиска «груз-транспорт» и наработанных связях с надежными, добросовестными партнерами из числа грузоперевозчиков, делая автомобильные грузоперевозки серьезным бизнесом, успех которого не в последнюю очередь зависит от выбора автопарка, и конечно, его движущей силы — квалифицированных водителей. Кроме того, на рынке автоперевозок наметилось много интересных тенденций.

Куда движется рынок автоперевозок?

За последние 15 лет парк автомобилей, занятых на международных перевозках, полностью обновился. Сегодня 70% автопарка украинских перевозчиков — автомобили европейского производства. Численность автоперевозчиков в Украине, по предварительным данным, составляет около 20 тысяч, а перевозка, как отрасль, находится под пристальным вниманием государства. И это внимание имеет вполне материальное выражение (см. диаграмму). Да и было бы абсурдным не использовать выгодное геостратегическое положение Украины, когда по ее территории проходит центральная транспортная ось, в рамках которой определены основные маршруты: Катовице-Львов-Киев, Будапешт-Львов, Минск-Киев, Киев-Харьков, Москва-Одесса, а также водная ось, соединяющая зону Черного моря с Атлантикой с выходом к Одесскому и Илличевскому портам. И за лакомый «кусок пирога» украинским перевозчикам уже сейчас приходится бороться: польские конкуренты буквально захватили 80% украинского рынка. Но, несмотря на нещадное вытеснение отечественных перевозчиков, незначительный прогресс все же присутствует. За 9 месяцев 2006 года предприятиями транспорта перевезено 461,7 млн т грузов, что на 35 млн т или на 8% больше, чем в предыдущем году. А чтобы «мир не объезжал нас стороной», дорожными службами капитально отремонтировано 313 км дорог и 2,5 тыс. погонных метров мостов (для сравнения — это на 22,7% больше, чем в прошлом году). На отечественных дорогах запретят проезд грузовиков, вес которых превышает 40 тонн. Нарушителям грозят штрафы и запрет дальнейшего движения. Помимо этого, ужесточат наказания за нарушение ПДД. Об этом сообщает законопроект № 2341-1 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по поводу усовершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения». Чтобы поддержать украинских перевозчиков, Министерство транспорта обеспечило их разрешениями на международные перевозки в 43 странах. Квот разрешений в (из) третьи страны обеспечено вдвое больше, чем в минувшем году, что превышает даже квоту, выделенную для России.

 

Чтоб «не прокатили»

Профессия водителя-дальнобойщика возглавляет десятку низкоквалифицированных работ, которые могут принести хорошие доходы соискателю без высшего образования. Фактически документы, требующиеся водителю для международных перевозок — права на вождение грузового транспорта и загранпаспорт (визы ставятся на фирме). Однако без знаний, полученных на курсах подготовки водителей для международных перевозок, водитель вряд ли сможет справиться с заданием, ведь часто садясь за руль грузовика стоимостью 100 тыс. евро, дальнобойщик принимает на себя ответственность за груз стоимостью в 1 млн евро. (Подробнее об обучении читайте в разделе «Навчання та професійні курси»). «Доставляющий груз за рубеж, должен знать правила таможенного оформления в странах ЕС и систему оплаты дорожных сборов, — комментирует Леонид Николаевич Карлуков, генеральный директор компании «БМ Транс-BM Trans». — Водитель должен проследить за тем, чтобы все документы на перевозимый товар были оформлены правильно. Не зная нюансов, международник может выйти из непредвиденных ситуаций с материальными потерями. Необходим опыт вождения автомобилей, аттестованных для перевозки грузов под таможенным сопровождением, и водительский стаж не менее 2-х лет». Кроме того, если водитель перевозит грузы, относящиеся к категории опасных (взрывчатые, легковоспламеняющиеся, токсичные), ему нужно пройти специальную подготовку. Не обойтись и без знаний норм труда и отдыха, действующих в странах ЕСТР (см. таблицу). За несоблюдение этих норм, фиксируемых тахометром, в Европе насчитываются солидные штрафы — от 500 евро до 2,5 тыс. евро, на территории Украины — в размере от 20 до 40 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. Однозначно укажут на дверь любителям спиртных напитков и, скорее всего, страдающим хроническими заболеваниями (сердечно-сосудистая ишемия и язвенная болезнь). На собеседовании менеджер транспортной компании постарается выяснить, сможет ли водитель адекватно отреагировать на возможные проблемы за рубежом. Желательно предоставить рекомендации с предыдущего места работы. Разумеется, необходимо хотя бы минимальное знание иностранного языка. Явной дискриминации по половому признаку не наблюдается, однако за всю историю существования перевозок в бывшем Союзе было всего две женщины-дальнобойщицы. Чем солиднее фирма, тем более высокие требования предъявляются к водителю и наоборот. Поэтому практически любой водитель может найти работу, соответствующую его уровню квалификации.

В среднем заработная плата рассчитывается из расценок от 5 до 7 евроцентов за км пути. В месяц это может вылиться в сумму 500-1000 евро. Карьерный рост предполагает переход из разряда водителя-наемника в категорию владельца коммерческого транспорта. В среднем, за 10-15 лет работы дальнобойщикам удается сколотить капитал, достаточный для покупки собственного грузовика.

 

Вопросы и ответы

Профессия водителя-дальнобойщика входит в десятку наиболее опасных. Длительное пребывание на территории других стран предполагает ситуации, где может потребоваться помощь (медицинская, юридическая, административная). Нередко из возникающих проблем приходится выходить самостоятельно. На трассе доли секунды могут решить все. Чуть зазевался — и ты в кювете с разбитым дорогостоящим грузом, но это еще полбеды. «В пути можно нарваться на банду «романтиков с большой дороги», встреча с которыми не сулит добра, — комментирует Василий Редько, водитель-дальнобойщик. — Проблем можно избежать, лишь соблюдая меры предосторожности — не останавливаясь на трассе, а только на стоянках, у придорожных кафе и в других людных местах, ночуя в гостиницах. Семью «международники» обычно видят проездом. Но только на расстоянии начинаешь по-настоящему ценить близких. На поведении водителя на дороге, а значит, на безопасности движения и доставке груза в целости сказываются простые человеческие факторы, как-то: хорошо ли водитель спал накануне, что ел на завтрак, как дети, какими словами любимая жена в путь-дорожку проводила». Среди профессиональных заболеваний дальнобойщиков лидируют гастрит, радикулит, геморрой, сердечно-сосудистые заболевания, часты инфаркты. В небольших компаниях на водителя взваливают обязанности и грузчика, и экспедитора, и зачастую слесаря-автомеханика. Не редкость и километровые очереди на границе, в которых водителям приходится ожидать по двое-трое суток. В таких вынужденных простоях нервы, что называется, напрягаются до предела. И потому конфликты вспыхивают часто.

Как дальнобойщики отдыхают в рейсе? Обычно — на спальнике, в лучшем случае, припарковавшись на платной стоянке (гостиницу оплачивают редко) перекуссывают в придорожном кафе. Однако, несмотря на трудности, мало кто бросает дело жизни и, как говорил один известный товарищ, переквалифицируется в управдомы. Большинство ни на что не променяют пути-дороги, ночевки в разных часовых поясах, экзотические кафешки, посиделки с шоферскими байками. В этой профессии, по словам специалистов, каждый имеет определенную независимость. Любую задачу можно решить «с поправкой на ветер»: события между пунктами «А» и «Б» во многом зависят от самого водителя. И можно быть уверенным: даже если маршрут старый, впечатления обязательно будут новыми.

 

Таблица. Учет времени работы за рулем и времени отдыха.

Ежедневное время за рулем

— норма

 

— продление

 

— 9 часов

 

— допускается до 10 часов 2 раза в неделю

Разрешенное время движения

— каждую неделю

 

 

— в течение 2-х последующих недель

 

— разрешено до 56 часов, во время 6 периодов ежедневного управления;

 

— 90 часов

Максимальное время непрерывного управления

4 часа 30 минут

Остановки для отдыха

Продолжительность не менее 45 мин. или три раза по 15 мин., либо одна остановка на 30 мин. и вторая — на 15 мин.

Ежедневный отдых (1 водитель)

 

— норма

 

— сокращенный

 

 

 

 

— разделенный на части

 

— 11 непрерывных часов на протяжении каждых 24 часов;

— 9 непрерывных часов три раза в неделю с компенсацией отдыха до конца следующей недели;

— разрешено: отдых продолжается до 12 часов в случае разделения его на 2 или 3 части, при этом одна из частей должна продолжаться не менее 8 последующих часов. Продолжительность каждой из оставшихся частей не может быть менее 1 часа

Ежедневный отдых (2 водителя)

8 непрерывных часов на протяжении 30 часов

Особый случай: пассажирские или другие перевозки по спец. заказам

период еженедельного отдыха может быть отложен на конец 12 дня и присоединен к отдыху второй недели.

 

 

Историческая справка. Первый автомобиль появился в Украине в начале двадцатого века в Одессе, а уж потом несколько машин иностранного производства осчастливили богатых киевлян. Незамедлительно в 1902 году Киевская городская Дума приняла постановление «О порядке пассажирского и грузового движения по городу Киеву на автомобилях». Развитие автомобиледвижения привело к тому, что железных лошадок приспособили на службу перевозкам. В газетах 1909 г. встречается сообщение о первом в Киеве грузовом автомобиле марки «Фиат» с двигателем мощностью 40 лошадиных сил и грузоподъемностью в 300 пудов (4,8 тонны). В начале 1910 года в Украине уже насчитывалось 618 автомобилей. Оклад шофера в то время составлял 75 рублей в месяц, а его помощника — 40 рублей.

Читайте также
  • «Мусорщик», «киллер» и другие «особенности» интернет поиска работы. 7 Декабрь, 2016Помня, о неплохих заработках в студенческие годы, которые давала нам: студентам –биологам, подработка (да простит меня Небо) на дежурствах в провинциальном морге и на покраске высоченных труб местной мануфактуры, я начал иступлено бомбить интернет запросами типа «ищу грязную работу» или «возьмусь за высокооплачиваемую рискованную работу».
  • Тот самый фриланс: романтика и ужасы свободного полета 6 Декабрь, 2016Возможности современного мира, все чаще позволяют человеку делать вещи, еще в недалеком прошлом неприемлемые. Как, например, работать фрилансером.
  • Причины смены рабочего место специалистами IT 5 Декабрь, 2016Результаты последних опросов IT-специалистов показали, что, в основном, работники довольны своей работой и родом занятий. Тем не менее, многие специалисты IT-сферы серьезно задумываются о смене рабочего места в 2017 году.
  • Открыть свое дело: направления, способствующие этому 5 Декабрь, 2016Многие специалисты – аналитики, исследовавшие не один десяток успешных бизнес-стартов, уверяют, что сегодня, в Украине самое благоприятное время для начала собственного дела.
  • Наперегонки с инфляцией: спринт, марафон или спортивная ходьба 2 Декабрь, 2016Хочется верить в лучшее. Наши «тренеры» понемногу переходят от «спортивной ходьбы» к изнурительному «марафону», обещая индексацию и в следующем году. Причем, грядущая индексация, просто пугает своими цифрами.