Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Моя профессия
  4. Циркач

Знаний и зрелищ

6 Март, 2007 26662

Циркопредставление

Казалось бы, зачем артисту цирка специальное, а тем более, высшее образование? Только талант, призвание и способности… Тем более, что большинство известных циркачей — представители целых артистических династий. Вспомните хотя бы известных еще с советских времен Кио, Дуровых, Запашных… Но нынешний цирк — нечто большее, чем семейное искусство. Это бизнес, незнание и несоблюдение негласных правил и законов которого не прибавят известности и не принесут славы.

— Уверен, что в наше время цирковой артист просто обязан быть образованным, — утверждает ректор Киевской муниципальной академии эстрадного и циркового искусства, Заслуженный деятель искусств Украины, профессор Александр Натанович Чунихин. — Он должен знать музыку, живопись, хореографию, пластические формы... Ведь современный цирк — целый механизм, спектакль, в котором нельзя участвовать, будучи невежественным. Тем более, что с каждым днем он становится все больше интернациональным. Сегодня ты выступаешь в Канаде, завтра — в Париже, а послезавтра — в Австралии... Поэтому артисту нужно хорошо знать не только иностранные языки, но и основы права, в частности, трудовое законодательство. Не секрет, что продюсеры тяготеют заключать контракты в свою пользу. И если, составляя проекты международного уровня, они, заботясь о репутации, никогда не позволят себе обидеть артиста, то, к сожалению, этого нельзя сказать о мелких заказчиках.

 

Кстати, об академии. На днях по решению сессии горсовета это высокое учебное звание было присвоено… небезызвестному Киевскомуколледжу эстрадного и циркового искусства. Более пятидесяти лет назад все начиналось с обычной эстрадно-цирковой студии, которая сегодня «выросла» в солидный вуз, имеющий свою историю, школу и традиции. Александр Натанович уверен, что все достижения — заслуга педагогов и наставников, открывающих молодым талантам дорогу в профессию.

Так становлением юных акробатов-прыгунов, эксцентриков, жонглеров и воздушных гимнастов занимается династия Тишлеров — чемпионов мира и Олимпийских игр по акробатике, когда-то выступавших за сборную Советского Союза. Кафедру акробатики и гимнастики возглавляет Заслуженный мастер спорта СССР Виктор Викторович Тишлер, работающий в вузе более тридцати лет!

Жонглирование по праву можно считать коньком киевской цирковой школы. Преподает его Юрий Иванович Позняков — один из сильнейших жонглеров мира! На прошлогоднем международном конкурсе жонглеров в США он получил поистине бесценную награду — Большую бриллиантовую звезду лучшего мирового педагога-жонглера, а его студент Григорий Волыгин признан лучшим жонглером мира 2005 года. Кроме непосредственно преподавания, Юрий Иванович заведует цирковым отделением академии, а также кафедрой жонглирования, эквилибристики, клоунады и музыкальной эксцентрики. По количеству завоеванных наград и званий не отстает и непосредственно эквилибристика (ведущий преподаватель — Витольд Антонович Кувшинов). Бывшие воспитанники вуза стали лучшими эквилибристами на многих международных конкурсах — например, в Париже, Монте-Карло… А имена выпускников Анатолия Залевского и Виктора Кихтева уже хорошо известны далеко за пределами нашей страны.

 

Тяжелый случай

Киевская муниципальная академия эстрадного и циркового искусств — единственный отечественный вуз, который готовит цирковых артистов. А благодаря его высокому рейтингу и уровню преподавания сюда едут учиться абитуриенты не только со всех регионов нашей страны, но и России, Молдавии, Японии, Германии, Франции. Стать студентом академии без специальной подготовки очень сложно. Традиционно принимают выпускников цирковых студий, и то далеко не всех. В вузе давно знают основные «источники» воспитания талантов. Авторитетом пользуются цирковые студии Киева (при заводе «Арсенал»), Харькова, Белой Церкви, Василькова, Ялты...

— Не рекламируя образовательные услуги ни на TV, ни в прессе, мы ежегодно выдерживаем просто сумасшедшие конкурсы, — делится Александр Натанович. — Думаю, если бы нам пришла мысль заняться рекламой, во время вступительных экзаменов вокруг циркового отделения пришлось бы поставить кордон из конной милиции! Конкурс — в среднем 15 претендентов на место. И это — после предварительного собеседования! Вступительные профильные экзамены очень сложные и состоят из трех туров. На первом проверяются внешность, чувство ритма, слух, на втором — вокальные данные, на третьем — актерское мастерство. Но, скажу откровенно, даже до второго доходят немногие: часто «рублю» уже на первом! Почему? Считаю, что нужны не только данные, но и голова на плечах. Разве можно поступать в вуз искусства, не зная, кто такой Чайковский и Рахманинов?! К сожалению, современная молодежь — очень неблагодарный с этой точки зрения «материал». Приглашаем сотрудниц высокооплачиваемая работа для девушек работа в лучшем эскорт агенстве Львова Я намеренно ограничиваю количество мест и уверен, что артистов не должно быть много. Ну и, конечно, куда же без призвания? Без диагноза «артист» в академию никого не принимаю!

 

Ребят, которым посчастливилось поступить на цирковое отделение, ждут тяжелые учебные будни. С утра — тренировки и репетиции, после обеда — обучение в вузовских аудиториях. Кроме общеобразовательных дисциплин — хореография, пластика, сценическая речь, история эстрады и цирка. Кстати, предусмотрены не только групповые, но и индивидуальные занятия: например, по вокалу, актерскому мастерству или разговорному жанру.

— Роль наставника в искусстве переоценить очень сложно, — считает Александр Натанович. — Ведь педагог передает ученику знания, умения и опыт. И только усвоив мастерство учителя, «впитав» стиль, студент может создать нечто уникальное. На экзамене по вокалу я могу с закрытыми глазами определить, чей воспитанник поет. Конечно, речь не идет о слепом копировании. Например, наши девочки-третьекурсницы очень любят петь «под Хьюстон» или еще кого-нибудь из западных звезд. Не спорю, получается просто здорово, но, стопроцентно подражая первооснове, они рискуют потерять индивидуальность… Поэтому проявления такого «творчества» строго контролируем.

 

Впервые — на арену!

Отдельная и, наверное, наиболее животрепещущая тема для сегодняшних и будущих студентов — трудоустройство. Как «вписаться» в профессиональную среду после окончания вуза, найти достойную работу для проявления своих талантов? Интересно, что учащихся циркового отделения этот вопрос беспокоит мало, ведь их профессиональное будущее предопределено уже с момента поступления. Дело в том, что академия сотрудничает со многими иностранными партнерами, которые с удовольствием подписывают контракты с ее выпускниками. Среди самых почетных заказчиков — признанный лучшим в мире канадский цирк Дю Солей.

— Цирковой бизнес — международный, и на нашем выпускном спектакле, который традиционно проходит в Театре оперетты, присутствуют продюсеры и менеджеры проектов со всех стран! — рассказывает Александр Натанович. — Зачастую уже к концу представления становится ясно, кто из ребят куда поедет. Так прошлогодних выпускников, братьев Ирошниковых, с их партерно-акробатическим номером сразу же пригласили по контракту на пять лет в «Мулен Руж». А в этом году на выпуск приезжала даже принцесса Монако — почетный Президент самого престижного международного конкурса артистов цирка в Монте-Карло. Несмотря на признание и достижения, стараемся держать планку на должном уровне.

К сожалению, наши ребята, выигрывая Гран-при на международных конкурсах, не вписываются в эстетику украинского цирка. Его залы полупустые, а руководство умеет работать только при наличии государственных дотаций. А где же продюсеры, для которых у нас, кстати, до сих пор нет высшей школы?! Михаил Поплавский учит менеджменту искусства, но менеджер — это мальчик с папкой на побегушках, а нам нужен настоящий хозяин проектов! Традиционный украинский цирк представляет осколки советского, но никто не пытается изменить ни его концепцию, ни эстетику. А ведь уже пятнадцать лет нет Советского Союза, а значит, нет того конвейера, который позволял обмениваться программами между республиками и городами! Все исчезло, а то, чем занимается государственный цирк сегодня, — просто нафталин! Концертная система (номер за номером) уже неактуальна, весь мир перешел на цирковые спектакли, пронизанные единой мыслью и сюжетной линией. Для них пишется либретто, музыкальные композиции, создаются хореографические номера и пантомимы... Этим направлением, тон в котором задает цирк Дю Солей, мы занимаемся около шести лет. Поэтому в скором времени в академии обязательно откроется продюсерский факультет цирка и шоу-бизнеса, а также режиссура и сценарное мастерство цирка и эстрады.

 

…Как известно, судьба артиста на сцене недолговечна, и дальше — нужно искать достойные альтернативы. Преподавание, режиссура, продюссирование — никогда нельзя останавливаться на достигнутом, быть в постоянном поиске.

— Практически у всех наших юных артистов есть пример в творчестве, — резюмирует Александр Натанович. — Циркачи всегда восторженно наблюдают, как работает Толя Залевский или Витя Кихтев. Эстрадники — с интересом следят за развитием карьеры наших выпускников Клары Новиковой, дуэта «Кролики», Наташи Королевой, Натальи Могилевской... Но все равно перед каждым — собственный путь, который нужно не только выдумать и отыскать, но и достойно пройти!

Читайте также