Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Моя профессия
  4. Художник

Зарисовки с натуры

6 Март, 2007 26054

 

Как «вписаться» в профессию

Обучение в «творческом» вузе совершенно непохоже на традиционный учебный процесс, состоящий из нескончаемой череды лекций, семинаров и домашних заданий. Вместо многолюдных и шумных аудиторий — умиротворяющая тишина учебно-творческих мастерских, в которых юные таланты под чутким руководством опытных наставников познают азы искусства, учатся творить и создавать прекрасное. Считается, что только таким образом студент может почувствовать себя Учеником, а преподаватель — настоящим Учителем.

— Подобная форма подготовки, принятая еще в Императорской Академии художеств Петербурга, дает возможность раскрыть творческие способности каждого студента, — объясняет проректор по научной работе Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры Украины, кандидат архитектуры, академик Украинской академии архитектуры, руководитель учебно-творческой мастерской архитектурного проектирования, профессор Леонид Владимирович Прибега. — После общей подготовки на 1-2 курсах в области рисунка, живописи или скульптуры студенты по желанию распределяются по мастерским, которые возглавляют опытные художники-профессора, работающие с целой бригадой помощников — ассистентов, доцентов… Такая система позволяет не только получить узкую специализацию, но и пройти школу определенного мастера. Преподаватели же могут сориентироваться на творческие способности каждого ученика и развивать их в нужном направлении.

 

К сожалению, вхождение отечественной системы образования в Болонский процесс может негативно сказаться на уровне подготовки творческих кадров. Специалисты уверены, что европейские требования формализуют процесс обучения и нивелируют роль индивидуальной работы со студентами, что просто недопустимо для вузов искусства!

— Отечественное художественное образование — академическое и поставлено на более высокий уровень, чем западноевропейское, — объясняет Леонид Владимирович. — Европейцы разрушили академические устои, очень вольно трактуют академический рисунок и живопись, недооценивают роль художественного ремесла… Не удивительно, что учиться к нам едут из многих стран. Поэтому стараемся держать линию академического образования, уделять больше внимания традиционным рисунку, живописи, скульптуре.

Поступить в художественный вуз не так-то просто. В связи с индивидуальностью подготовки на некоторые специальности Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры принимают буквально по 6-8 абитуриентов! Такая «щедрость» объясняется еще и тем, что для организации рабочего места студента-художника понадобится порядка десяти квадратных метров! Ведь обычные парту и стул ему заменяют натура и мольберт… Вот и получается, что на одного преподавателя академии приходится всего по шесть учеников.

— Несмотря на большой конкурс (а в этом году он составлял примерно 3-4 абитуриента на место), современная молодежь не перестает стремиться в художественные вузы, — комментирует Леонид Владимирович. — Прежде всего, творческая профессия дает возможность «заслужить» определенный статус, ведь художники во все времена были в авангарде интеллигенции. Во-вторых, неплохо заработать своим трудом, так как все больше состоятельных людей интересуются произведениями живописи, формируют частные коллекции и галереи…

Кстати, вступительные экзамены — это целый комплекс дисциплин. Кроме традиционных, по украинскому языку и истории Украины, в числе обязательных — рисунок (обнаженной натуры, торса или портрет), живопись (натюрморт, портрет) и композиция (вольная и на заданную тему). Понятно, что справиться с такими сложными заданиями под силу лишь выпускникам художественных студий, школ или училищ.

 

Откровение Художника

Достаточно ли художнику одного таланта, чтобы писать непревзойденные шедевры, достичь мировой славы и всеобщего признания? Истинный творец никогда не признается ни своим ученикам, ни даже самому себе, что уже достиг идеала в творчестве. Скажу по секрету: я только НАЧИНАЮ УЧИТЬСЯ! Эта фраза из уст руководителя учебно-творческой мастерской живописи и храмовой культуры Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры,Народного художника Украины, лауреата Государственной премии Украины имени Тараса Шевченко, члена Академии искусств, профессора Николая Андреевича Стороженко, расписавшего купол церкви Николы Притиска на Подоле, звучит как откровение…

— Когда в начале 90-х встал вопрос о возрождении украинской храмовой культуры и подготовке мастеров, я серьезно призадумался, — вспоминает Николай Андреевич. — Ведь обучение в академии проходит по устоявшейся светской программе, которая никак не состыковывается с программой сакральной! Одна проповедует внешнее видение, предполагающее академические постановки, рисунок с натуры… Другая — внутреннее, построенное исключительно на мысленных образах. Например, можем ли мы реально увидеть Христа, чтобы написать его?! Поэтому наравне с классической программой была введена копировально-религиозная, предполагающая тщательный анализ и копирование древних образцов иконописи Византии и украинского барокко. Так, в первой половине дня проводятся академические занятия, а во второй ученики переходят на иррациональное восприятие действительности — копирование «энергетического содержания» древних полотен. В результате в сознании юных творцов возникает некий синтез знаний, которые несовместимы, как огонь и вода, но не могут существовать друг без друга. Академический и духовный учебные процессы настолько органично переплетаются, что порождают неповторимые особенности в написании работ, их композиции, стилистике и трактовке художественных образов… И в каждой из них — сокровенные помыслы души живописца…   

 

Учитель и Ученики

«Учитель для меня больше, чем просто преподаватель. Он — как отец, потому что вкладывает в меня не только знания, но и всю душу…» Нет, это не цитата из мемуаров классика, а слова… обычного студента-третьекурсника, ученика мастерской живописи и храмовой культуры профессора Стороженко. Впрочем, понятие «обычности» в искусстве не уместно, ведь на протяжении многих лет художнику нужно учиться выражать свой неповторимый взгляд на мир.

— Исчислить в годах процесс становления художника очень сложно, — рассуждает преподаватель мастерской живописи и храмовой культуры профессора Стороженко, его ученик, художник-живописец и монументалист Олесь Васильевич Соловей. — Априори каждый из ребят, пришедших к нам, уже ощущает себя мастером. Но как настоящие художники они должны учиться всю жизнь! Прекратить обучение — значит, остановиться в профессиональном развитии, зайти в тупик. Для меня мой наставник, Николай Андреевич, несмотря на возраст, молод, потому что ни на мгновение не прекращает учиться!

Считаю, что перед учениками нашей творческой мастерской открыты просто удивительные горизонты. Ведь параллельно с циклами академических дисциплин у них есть прекрасная возможность вплотную приблизиться к духовным ценностям, открыть для себя тысячелетние традиции православия. Работая над уникальной росписью купола церкви, Николай Андреевич пригласил себе в помощь не только коллег, но и учеников, которые смогли трудиться плечо к плечу с учителем.

 

Мастер и Сомнение

«Нужно помогать талантам, а бесталанный пробьется и сам», — так любила говорить Народный художник СССР и Украины несравненная Татьяна Яблонская. Сегодня ее слова остаются девизом многих преподавателей академии, которые называют ее не иначе как «наша гениальная Яблонская». Этого принципа строго придерживается и заведующий кафедрой живописи и композиции, руководитель учебно-творческой мастерской станковой живописи, академик Академии искусств Украины, Народный художник Украины, профессор Василий Иванович Гурин.

— Мы работаем только с теми, кто ХОЧЕТ работать, — делится Василий Иванович. — Бывает, ученик сделает один-единственный эскиз, а на большее и духу не хватает. Мол, зачем рисовать еще, если этот и так гениален?! На таких «художниках», которым чужд творческий поиск, можно сразу ставить крест. Вспомните хотя бы Кукрыниксов (трио советских художников), которые придумывали эскизы на общую тематику, а совпавшие сразу же выбрасывали без раздумий.

Важно понять, что творческая мастерская — не вузовская аудитория, где кропотливо выполняют зарисовки с натуры. Нужно научиться изображать не только реальные предметы, но и их образы, передавать зрителям внутреннее мироощущение, развивать творческий взгляд на жизнь. Поэтому преподаватели стараются рассмотреть в каждом ученике уникальную личность — пусть маленькую, но настоящую! И как основа для написания дипломной работы среди эскизов, выполненных в течение многих лет обучения, выбирается наихарактернейший, позволяющий узнавать не только руку автора, но и его сердце. Ведь для художника нет большей трагедии, чем смотреть на творчество глазами учителя. Наставник направляет ученика в нужное русло, но дальше он должен двигаться сам!

 

Художник, что рисует…

Среди множества дисциплин, обучающих узким направлениям искусства, фундаментальная роль отводится рисунку. Живописцы, графики, скульпторы, иллюстраторы и архитекторы — никто не может ТВОРИТЬ, не научившись из отдельных штрихов карандаша создавать полноценный образ. Кафедра рисунка — одна из немногих в академии, на которой оттачивали мастерство все без исключения.

— Это петербургская школа, а вот это — работа ведущего профессора академии, — показывает на рисунок, датированный 1911-м годом, заведующий кафедрой рисунка, заслуженный деятель искусств Украины, график, профессор Юрий Иванович Бондаренко. — В основе нашей учебной программы лежит изучение человеческого тела. Замечу, что рисовать учатся на всех курсах! На первом — рисуют портрет, на втором — торс, на третьем — мужскую и женскую фигуру, на четвертом — ракурсы (фигуры в движении и сложные позы), на пятом — двойные постановки. Кроме этого, большое внимание уделяется пластической анатомии. Конечно, многим студентам довольно сложно через такое технически точное академическое обучение приблизиться к творчеству, смочь в этих рисунках проявить себя. Но, несмотря на это, ни одного этапа в обучении пропустить нельзя. Как говорили мои учителя, в становлении художника очень важна постепенность. И каждая ступень должна быть обязательно преодолена!

Читайте также
  • Наперегонки с инфляцией: спринт, марафон или спортивная ходьба 2 Декабрь, 2016Хочется верить в лучшее. Наши «тренеры» понемногу переходят от «спортивной ходьбы» к изнурительному «марафону», обещая индексацию и в следующем году. Причем, грядущая индексация, просто пугает своими цифрами.
  • В обход стереотипов: секрет вашего успеха на собеседовании 1 Декабрь, 2016Если вы столкнулись с проблемой в уверенности благоприятного исхода вашего предстоящего собеседования, прочтите это до конца и… получите свою работу!
  • Работа на Новый год30 Ноябрь, 2016

    Начало декабря – отличное время, чтобы задуматься о новогодних и рождественских праздниках, а также о своей занятости на этот период времени. Некоторым специалистам к этому времени не удалось трудоустроится, но это вовсе не значит, что они в безвыходном положении. Для многих соискателей работа на Новый год – это возможность получить хорошую прибыль и заработок. Именно поэтому они оставляют на рождественский период большие надежды.


  • Отредактируйте свое резюме прямо сейчас!28 Ноябрь, 2016Очень часто соискатели сталкиваются с проблемой застоя в поиске трудоустройства. Это может происходить по разным на то причинам и одной из самых разрешимых является некачественно составленное резюме. Как известно, резюме обеспечивает первое знакомство соискателя с работодателем, именно поэтому оно должно быть безупречным и грамотным. Многие HR-менеджеры настоятельно рекомендуют всем соискателям перед рассылкой резюме вычитывать документ, а давно ищущим работу срочно отредактировать его.