Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Моя профессия
  4. Стоматолог

Зуб мудрости

5 Март, 2007 26815

Маркетинговые исследования отечественного рынка стоматологических услуг показали: решающую роль при выборе клиники сегодня все еще играет ценовой фактор. Из-за низкого уровня доходов значительная часть пациентов предпочитает лечиться менее качественными, но недорогими препаратами. По аналогии, к сожалению, часто оценивается и уровень профессионализма врача. Хорошим специалистом считается тот, кто поставит пломбу или сделает гигиеническую чистку подешевле. В результате, и сами дантисты не спешат повышать уровень квалификации, осваивать новое оборудование и материалы. Зачем тратить время и средства, если и так нет отбоя от желающих записаться на прием?

Радует, что подобная точка зрения — не аксиома и пациенты становятся все требовательнее к качеству услуг. Количество стоматологических кабинетов, как государственных, так и частных, растет с каждым днем, расширяя возможности для выбора. Заманить взыскательных клиентов одними скидками и сравнительно низкими ценами уже не так-то просто. Нужно владеть современными технологиями, применять методы безболезненного лечения, оперировать самыми эффективными средствами, а это под силу лишь высококвалифицированным специалистам с солидным и постоянно пополняющимся багажом знаний.

 

Комплекс полноценности

Конечно, профессиональное становление любого врача начинается еще в высшем учебном заведении, и стоматология — не исключение. Профильные факультеты по подготовке зубных врачей сегодня открыты при многих медицинских вузах, не только государственных, но и частных.

В отличие от западной, отечественная стоматологическая школа ориентирована на комплексный подход к заболеваниям организма. Если в компетенцию европейского дантиста входит исключительно лечение полости рта, наших врачей учат уделять значительное внимание общему состоянию здоровья пациента. Для понимания причин болезни, предотвращения осложнений и вовлечения в патологические процессы других органов стоматолог обязанвладеть основами многих знаний. Например, при использовании анестетиков (обезболивающих) и проведении различных процедур врач должен учитывать состояние сердечно-сосудистой системы пациента (знать кардиологию), индивидуальные особенности эндокринной системы, вникать в вопросы возрастной психологии, не говоря о понимании зависимости нормального функционирования органов желудочно-кишечного тракта от состояния полости рта.

Ведущий стоматологический факультет, на кафедрах которого повышают квалификацию преподаватели многих медвузов страны, находится при Национальном медицинском университете имени А. Богомольца. Для изучения профильных дисциплин в вузе отведен специально оборудованный корпус с учебными кафедрами:

  • терапевтической стоматологии;
  • детской терапевтической стоматологии и профилактики стоматологических заболеваний;
  • хирургической стоматологии;
  • ортопедической стоматологии;
  • пропедевтики ортопедической стоматологии и ортодонтии;
  • детской хирургической стоматологии.

Здесь же расположена и поликлиника с клинической лабораторией.

Начальный период обучения посвящен фундаментальным теоретическим дисциплинам. Простейшие мануальные навыки и основные технологические процессы изучают лишь со второго семестра II курса. На последующих умения студентов совершенствуются. Под руководством преподавателей они работают с больными, диагностируют заболевания, составляют и выполняют планы лечения.Многим старшекурсникам удается не только посещать практические занятия, но и подрабатывать в качестве помощников врача в стоматологических клиниках. Этот опыт дает значительные преимущества при трудоустройстве. Кстати, на Западе учащиеся стоматологических факультетов вплоть до пятого курса отрабатывают мануальные навыки не на реальных пациентах, а на специальных манекенах — фантомах.

Закончив обучение и получив диплом врача-стоматолога,молодойспециалиствсе же не имеет права сразу приступить к практической деятельности.Прежде чем трудиться самостоятельно, придется поработать год-полтора под руководством опытных коллег-преподавателей в заочно-очной интернатуре на кафедрах вуза и в поликлиниках. Впрочем, если хотите стать действительно хорошим стоматологом, на этом останавливаться рано. Необходимо поучиться в ординатуре, изучая какое-либо более узкое направление «зубной» науки и постоянно повышать квалификацию на профильных курсах.

Проведение учебных тематических циклов и семинаров, отвечающих стандартам высшего образования, для врачей, магистров, клинических ординаторов и аспирантов задача Института стоматологии при Национальной медицинской академии последипломного образования имени П. Л. Шупика. В состав вуза входят пять кафедр:

  • стоматологии;
  • челюстно-лицевой хирургии;
  • ортопедической стоматологии;
  • стоматологии детского возраста;
  • терапевтической стоматологии.

Для желающих сделать административную карьеру или трудоустроиться в негосударственный стоматологический центр, повышение квалификации на подобных курсах должно стать постоянной практикой. Кстати, освоить новинки в области стоматологии можно не только в вузе. Изучение современных технологий, скажем, за границей, по карману далеко немногим врачам, особенно молодым. Поэтому некоторые клиники как государственные, так и частные, кроме медицинских услуг, предлагают тематические курсы и семинары, где преподают опытные врачи, прошедшие стажировку в Европе или США. Обучение могут проводить и представители компаний, продвигающих на рынок профессиональные лечебные препараты и оборудование для стоматкабинетов.

 

В четыре руки

Интересно, что сегодня попробовать «на зуб» работу в стоматологии, в принципе, могут не только выпускники вузовских профильных факультетов. В последние годы сотрудники частных клиник стали активно внедрять в практику принцип деятельности западных коллег «в четыре руки», прибегая к помощи ассистентов. Такая система позволяет не только ускорить, но и значительно улучшить качество лечения. Доказано, что на дополнительные манипуляции доктор тратит в среднем 25-40% времени, тогда как использование схемы «врач помощник» повышает эффективность труда на 50%!

Конечно, не каждая медсестра с лету сможет ассистировать стоматологу. В учебных планах медицинских училищ для соответствующей специальности изучение основ стоматологии не предусмотрено. Пробел недостающих знаний не может восполнить даже опыт работы в стоматологических поликлиниках, нужно знать терминологию:названия профильных медикаментов, инструментария, оборудования. Познакомиться с особенностями должности дают возможность учебные курсы, организуемые некоторыми клиниками. По словам директора медицинского центра «Лира» Ирины Николаевны Лысенко, подобное образование доступно не только стоматологам со «средним специальным» и трудовым стажем, но и новичкам, абсолютно не знакомым со спецификой работы.

Профессии ассистента стоматолога нет в государственном классификаторе профессий, но в нише коммерческого обслуживания пациентов эта должность вводится все чаще, объяснят Ирина Николаевна. Поэтому к нам обращаются как практикующие специалисты, желающие глубже разобраться в тех или иных нюансах, так и медсестры, только планирующие трудоустроиться в стоматологические клиники. За пятидневный курс обучения слушатели рассматривают несколько тематических разделов. Прежде всего, знакомятся с правилами работы «в четыре руки» и ассистирования врачу. Обязательно изучают общие принципы организации приема: функциональные обязанности, вопросы общения с пациентами, отдельные технологические моменты. Не забываем и об изучении психологических аспектов. Ведь ассистенту необходимо с полуслова понимать и доктора, с которым он сотрудничает, и клиента, пришедшего на прием; тонко чувствовать проблемы и переживания посетителя, которому надо помочь избавиться от подсознательно страха перед врачебным креслом…

Среди других учебных предложений медицинского центра «Лира» школы администраторов стоматклиник и стоматологических гигиенистов. В отличие от ассистента, лишь помогающего дантисту, гигиенист самостоятельно практикующий специалист. Естественно, и круг его знаний должен быть соответствующим. Его задача — первичная оценка состояния пациента, проведение диагностики организма и выявление патологий. Он должен в совершенстве знать технологии поддержки общей гигиены, обучать клиентов основам профилактического и лечебного ухода. А для этого нужно, как минимум, хорошо разбираться в представленных на рынке средствах личной гигиены.

Не секрет, что даже выбор зубной щетки (ее размера, жесткости щетины) и пасты должен быть сугубо индивидуален, продолжает Ирина Николаевна. Не говоря уже об отличиях правил чистки для разных категорий пациентов. К тому же, есть общедоступные средства гигиены (их можно найти в любом магазине), а есть и лечебные, которые продаются в аптечной сети и отпускаются строго по рецептам. Ведь одно дело поддерживать состояние здоровой полости рта, и совершенно другое лечить заболевания. Спектр препаратов постоянно расширяется, поэтому медицинским работникам сферы стоматологии постоянно есть, чему учиться. Замечу, при необходимости мы всегда помогаем в трудоустройстве сотрудникам, прошедшим у нас обучение. Постоянно открываются все новые стоматологические центры, совершенствуются используемые технологии... Поэтому грамотный специалист всегда может найти достойное применение знаниям и навыкам!

 

Кстати

Интересно, что профессиональным свидетельством первым стоматологам служили отнюдь не документы о получении образования (такового в древние века, конечно же не было), а… удаленные у больных зубы! К такому выводу пришли отечественные археологи, исследовавшие доисторическое захоронение в Усть-Ильменском Некрополе. Учеными была найдена амфора с зубами, на которых остались следы кариеса, пораженных нервов и отпечатки прототипов врачебных инструментов.

 

Анекдот в тему

— Ужас! Какой бездарь пломбировал вам этот зуб?!

— Вы, доктор. Когда были студентом...

 

Читайте также