Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Все о работе
  4. Это важно знать каждому

Как делать газету?

31 Март, 2009 466

Газета, несмотря на возможности настольных издательских систем, - продукт деятельности команды. Я скептически отношусь к идеям и даже примерам единоличного сотворения газеты. В какой-то момент такое издание может существовать. Пусть породивший газету человек привлечет к работе (чаще - за «спасибо») маму-папу и супруга(у) с ребенком. Но такое издание сложно обеспечить новостями, трудно выдерживать хороший ритм выхода и распространения газеты, читателям приедается стилевая и тематическая монотонность, основной журналист рано или поздно начинает лишь изрекать и поучать. Газета служит для представления личности хозяина-редактора, а не информации.

Хорошие журналистские материалы - далеко не всё, что необходимо для успеха нового издания. Первым делом редактор и/или издатель определяются - для кого газета будет делаться. Не для чего - для победы на выборах, информирования о делах в корпорации, престижа школы, связи между членами общественной организации... Важнее - кто будет читать эту газету? Именно правильный анализ «читательской базы» и определит начальный успех издания.

Поясню на примере. Рассчитываем издавать газету для пенсионеров - и только пенсионеров иметь в виду? И писать - о суровых пенсионерских буднях - как малы пенсии и дороги лекарства, как выгодно картошку и морковку выращивать на грядках... Меж тем, пенсионеры - тоже люди, только вчера они пережили уход из активной жизни, но жить не перестали.

Потому в газете для пенсионеров нужна информация о том, как существуют те предприятия, в которых они работали, о школах и детсадах, в которых обитают внуки пенсионеров, о туристических и паломнических поездках по городам и весям. Пенсионерам много чего нужно, кроме митингов у памятника Ленину!

Если вы решаете выпускать газету студенческую - писать будете о чудаках-преподах, их оговорках на лекциях, о том, сколько пива было выпито на тусовке, как студенты проходили практику... Меж тем студенческая пора приходится обычно на возраст «выхода из кокона», из подросткового - зацикленного лишь на себя - состояния. Студент интересуется тем, что происходит не только в его вузе, но и вокруг него - жизнью своего и соседнего города, перспективами трудоустройства после вуза, возможностями всяких программ поддержки молодой семьи...

Школьная газета - это газета не только для школьников и преподавателей, это еще и газета для мам и пап, дедушек и бабушек этих школьников.

Все эти возможности расширения рынка для газеты надо иметь в виду - и создавая издание, и занимаясь его повседневным планированием.

Чтоб делать газету, издателю в первую очередь понадобятся мозги и руки. Притом не свои - чужие. Главный редактор, ответственный секретарь, коммерческий директор, журналисты - вот те люди, которые делают газету.

Нормальная редакция состоит обычно из трех частей: отдела информационного, отдела рекламы и распространения, отдела дизайнерского - макетирования и верстки (рассматриваем наиболее типичную ситуацию, когда вся «допечатная» подготовка издания - дотипографская - проходит в редакции).

Главный редактор нужен затем, чтобы вырабатывать концепцию издания, продуцировать идеи вообще, осуществлять общее руководство.

Ответсекретарь осуществляет планирование и оперативное руководство выпуском газеты, координирует действия журналистов между собой и между «цехами».

Журналисты собирают информацию, проверяют ее, пишут тексты различных жанров - по заданию редактора или по своей инициативе, обеспечивают репортажную фотосъемку.

Отдел рекламы занимается поиском рекламодателей и работой с ними, организацией рекламы в газете. На этом же отделе лежит и обязанность следить за ходом почтовой подписки на издание (если таковая есть, и газете не жалко чудовищные деньги монополисту отстегивать), либо организовывать собственную подписку и распространение.

Наконец, технический/дизайнерский и т.п. отдел осуществляет «сборку» газеты по макетам, выработанным в секретариате, вычитку, правку и сдачу их в формате, продиктованном типографией.

Совершенно очевидно, что самый интересный (я так думаю) этап в создании газеты - это обеспечение ее журналистскими материалами. Таким образом, мы вернулись туда, откуда начали - в мастерскую журналиста.

Читатели «Школы Жизни» прекрасно уяснили на собственном опыте: самое главное - это найти, о чем писать. Найти тему! Здесь перед автором может быть два пути.

Либо посмотреть по тэгам и рубрикам, какие направления, какие тематики наиболее популярны - и изобразить что-то в том же ключе. Это, вроде обрекает на успех, но сильна опасность изобрести велосипед (хотя есть возможность посмотреть, как эта тема уже разработана). Либо, основываясь на собственных интересах и на запросах друзей-знакомых-родных-близких, найти тематику, на которую еще никто не набредал - и написать в ее рамках нечто занимательное, привлекающее внимание и новизной, и мастерством исполнения - и тем самым оказаться первопроходцем.

Возвращаясь к нашей вымышленной газете, могу сказать вот что: писать можно про все. Чтобы видеть темы, надо быть открытым человеком, надо видеть все, что вокруг происходит. Надо слышать, о чем говорят прохожие в людском потоке на улице, как общаются торговцы с покупателями, видеть, как разговаривают дети и их родители, как ходят они по улицам...

Например, одна моя знакомая вышла на хорошую тему именно как. Ее ребенок, пройдя в садике медосмотр, получил направление для визита к ортопеду - плоскостопие. Озабоченная проблемой мамаша сразу стала обращать внимание на пятки прохожих - и заметила, что очень часто, например, мама и ребенок топают в одинаково стоптанной обуви.

С итогами наблюдений она и явилась на прием к ортопеду. Ее ребенку на том приеме было предписано заниматься гимнастикой для ступней, ходить на массаж - а журналистка получила отличный материал, вызвавший хороший отклик читателей, - о наследственности, о вреде дешевой и плохой обуви, о невнимании родителей к ортопедическим проблемам детей.

Девочка-семиклассница постоянно спорила с мамой о том, где лучше брать молоко: на рынке или в магазине. Поинтересовалась у прохожих: выяснилось, что проблема - не их семьи, а общая. Подумала, написала - и принесла в газету материал о том, где и какие молочные продукты покупают горожане. Оказалось, старые люди предпочитают брать молоко на рынке - оно там «настоящее» и дешевое. А люди среднего возраста, ценящие более не деньги, а комфорт, молоко и производные брали в магазинах - удобная фасовка, упаковка...

Сравнительно недавно в газетах прошел жуткий вал публикаций «официальных материалов» - предписано было публиковать материалы (извещения и протоколы) конкурсов на право заключения муниципальных контрактов. Газетчики и читатели рыдали в голос: эти публикации занимали в каждом номере по нескольку полос! Между тем, эти самые материалы содержали в себе такой кладезь информации о нуждах больниц и школ, детсадов и вузов, об их состоянии, их чаяниях! Вдумчивый человек извлек бы оттуда такие роскошные факты. Но все осталось на уровне - «бы» - нигде, и в «цеховом» журнале «Журналист» тоже, я не встретила даже намека на такие подходы...

Главное, что должно присутствовать в журналистском материале - факты. Вообще, читатель от газеты именно фактов и ждет, мнение журналиста его мало интересует. А если уж мнение - так компетентного и авторитетного человека, которое от этого человека добыть журналист и должен.

Можно много говорить о методике журналистской работы - сборе информации и ее обработке, анализе, картотеках, различных жанрах газетных материалов, их композиции и технике редактирования... Но это - слишком массивный объем, чтоб пытаться поднять его здесь. Интересующимся проще поискать либо печатные, либо электронные учебники.

Скажу лишь, что знание методики значительно облегчает работу журналиста, позволяет загнать себя в рамки потребного объема и качества, выдерживать композицию материала, не давать себе уклоняться в сторону от темы. Более того, знание методики помогает экономить силы и обеспечивает формирование некоего «задела» (нельзя в одном материале «выписываться» по теме до конца, лучше всего часть фактов и аргументов приберечь для развития темы в будущем).

 

http://shkolazhizni.ru

Читайте также
  • Гройсман заверил в жестком контроле над соблюдением выплат "по-новому"17 Январь, 2017Премьер-министр Украины Гройсман, в очередной раз акцентирует внимание на необходимость контроля над соблюдением выплат заработной платы
  • Почему испытательный срок может затягиваться?16 Январь, 2017

    При поступлении на новое место работы соискателю часто приходится идти на согласие с работодателем по поводу соблюдения испытательного срока. Испытательный срок – время, отведенное работодателем для получения полной картины представления о профессиональных умениях и навыках специалиста. Испытательный срок – это своего рода разъяснение для работодателя подходит ли специалист в компанию, для соискателя – сможет ли он выполнять все поставленные требования работодателем.

  • "Только встал, а уже устал!"16 Январь, 2017Свыше 80% украинцев начали свой новый рабочий год с ощущения усталости.
  • Работа в Германии для всех желающих.13 Январь, 2017

    Работа для украинцев в Германии - довольно реальное явление.

  • Украинки получают на 40% меньше своих коллег-мужчин12 Январь, 2017

    В Украине разница в зарплате женщин и мужчин, выполняющих идентичную работу, может составлять от 25 до 40%, не в пользу слабого пола.