UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Все про роботу
  4. Особисті якості на роботі
  5. Акцентуация личности, или Как найти общий язык с руководителем

Акцентуация личности, или Как найти общий язык с руководителем

3.03.2009 807

Каждый человек по своей природе индивидуален, и это делает его неповторимым. С одной стороны такое своеобразие характеризуется особым умением достигать чего-то в определенной профессиональной области, творчестве, межличностном общении. А с другой — такие качества являются «слабинками». Если желание познать глубину научных знаний может принести ученому определенные положительные плоды, то его излишнее и неоправданное «самокопание» и изучение человека приводит к появлению комплекса неполноценности, неумению принять и понять ошибки другого и прочим негативным последствиям. И когда такой человек встречается в нашей жизни, то положительные проявления его характера вызывают у нас восхищение, а отрицательные — разочарование. Если какое-то качество не очень выражено, то, как правило, оно проявляется положительно, а когда степень его выраженности «зашкаливает», то уже воспринимается как отрицательное.

Гипертимные руководители

Одно дело, когда с акцентуированной личностью мы сталкиваемся весьма редко и в любой момент можем расстаться, другое же, когда таковым является наш коллега или руководитель. Лицо, приближенное к директору, попадает в ситуацию, когда для нормальной организации работы и общения нужно, кроме всего прочего, учитывать и индивидуально-психологические особенности своего шефа.

Достаточно часто среди руководителей встречаются так называемые гипертимные личности, психологические особенности которых связаны именно с лидерскими качествами, оптимизмом, повышенной жизненной активностью. Такие люди легко преодолевают трудности, но если проблема кажется неразрешимой, они, скорее всего, бросят дело, нежели будут искать пути решения. В разговоре часто уходят от основной темы, в речи используют прибаутки и жизненные иллюстрации. Речь, как правило, эмоциональная, иногда даже экспрессивная, веселая, благодаря чему они всегда в центре внимания окружающих. Очень хорошо развиты логическое мышление, коммуникативные и организаторские способности. Они с легкостью устанавливают нужные деловые и личные контакты, имеют много друзей. Предпочитают хобби, где можно проявить и показать себя. К таким увлечениям, например, относятся экстремальные виды спорта.

Слишком выраженная веселость руководителя указывает на его неумение замечать серьезные проблемы, обходить их стороной. У него может притупляться чувство долга и самокритичность. Человек с присущими этому типу акцентуации качествами ставит на карту честь, долг, имущество, не может сосредоточиться на одном деле, ничего не доводит до конца. Его начинают раздражать другие люди, особенно те, чей жизненный темп несколько ниже, он не придерживается субординации и корректности в разговоре, рассказывает циничные анекдоты, использует матерные выражения.

Руководители, у которых отрицательные проявления акцентуации встречаются редко, предпочитают работать с такими же интеллектуально развитыми, активными и подвижными людьми, как и они сами. Гипертимные руководители требуют четкого и точного выполнения своих указаний, чего бы это не касалось: работы или личных просьб. Если по каким-то причинам вы задерживаете выполнение работы или не можете что-то сделать, объясните это руководителю заранее в логичной форме с указанием не эмоциональных, а рабочих причин. Например, «в это время по вашему указанию я должна быть в…» или «для этого нужен… ресурс», «пробки на дорогах». Если начнете капризно говорить о своей занятости и т. д., рискуете вызвать непонимание, а в худшем случае — раздражение. Обратите внимание на то, как вы говорите, одеваетесь, как решаете проблемные вопросы.

Застревающие руководители

Основой застревающего, параноического типа акцентуации личности является патологическая стойкость аффекта. В основном люди этого типа встречаются среди директоров небольших предприятий, руководителей второго уровня и заместителей. Это связано с тем, что люди с такими качествами не любят нести полную ответственность за принимаемые решения, а особенно — за других. Они долго терпят какую-то проблему, а потом аффективный взрыв происходит как будто на ровном месте. На самом деле они выходят из себя по принципу «последней капли». А воспоминания о том, что стало причиной таких эмоций, еще долгое время могут вызывать соответствующее, эмоционально окрашенное раздражение.

Такие люди и в работе, и в личной жизни, согласно пословице, «долго запрягают, но быстро ездят». У них хорошо формируются условные рефлексы, что дает возможность качественно и вдумчиво управлять техническими средствами. Принимая решения, они тщательно обдумывают последствия, прогнозируют свои дальнейшие действия.

Особенно яркими являются эгоистические аффекты. Все, что касается унижения личных и имущественных прав, личного достоинства вызывает наиболее сильные отрицательные реакции, которые могут стать затяжными. Наибольшая обида, которую можно нанести таким людям, связана, в первую очередь, с профессиональными достижениями, умениями такого начальника и его «сердечными» делами.

Карл Леонгард утверждает, что «оскорбление личных интересов никогда не забывается застревающими личностями, поэтому их часто характеризуют как злопамятных или мстительных людей». Они обладают хорошей памятью на эмоции и чувства, с легкостью помнят важные для них даты и события.

Среди застревающих личностей часто встречаются борцы против общественной несправедливости. Но, нередко, защищая интересы других, они в первую очередь преследуют свои личные, меркантильные.

При заметном выражении качеств застревающего типа у руководителей могут проявляться такие негативные качества, как чванство, чрезмерно выраженное честолюбие, заносчивость и самонадеянность.

Вместе с тем, при нормальном выражении застревающие начальники используют демократический стиль руководства, способны принимать во внимание мнение коллектива, принимать коллегиальные решения и идти на компромиссы.

Часто у них имеется так называемый комплекс мнимого плохого отношения к себе. Еще одна негативная черта выраженных застревающих личностей — недоверие и подозрительность, которые порой абсолютно необоснованны. Положительными качествами таких людей являются хорошая нервно-психическая устойчивость, умение доводить дело до конца, добиваться своего. У таких личностей хорошо сочетаются логическое мышление, умение принимать правильные решения в работе, интуиция, чувствительность в личных отношениях. Они способны четко разграничивать личные и деловые отношения. На работе и на отдыхе это два разных человека. Как же выстроить отношения с таким начальником?

Педантичные руководители

Название этого типа акцентуаций говорит само за себя. У педантичных начальников все должно быть четко, правильно и однотипно. Это достаточно тяжелый тип руководителя, однако если вы по своему психологическому типу тяготеете к излишнему порядку и дисциплине, у вас получится построить с ним хорошие отношения.

Для этого типа наиболее важны налаженность отношений, порядок на территории предприятия, распорядок дня. Опоздание как свое, так и кого-то из подчиненных его раздражает. Если гипертимный начальник при вашем опоздании «пошумит для порядка», застревающий потерпит недельку-две, а потом предупредит о возможном взыскании, то педант может впасть в истерику и отчитывать вас полдня. Для него важен порядок на столах сотрудников, чистота помещений, отсутствие лишних предметов, отлаженная работа оргтехники и т. д.

Проблема таких начальников в том, что они не умеют быстро принимать решение. И даже приняв его, сомневаются в правильности. Они переписывают документы несколько раз, переставляя местами слова, тем самым тормозя более важную работу. Психологически это связано с нерешительностью и определенной тревогой, что что-то недоделано или сделано неправильно.

Для педантичных людей характерно излишнее уважение к авторитетам и более высокопоставленным людям, возникновение ипохондрического невроза*. Они склонны излишне заботиться о своем здоровье и нередко необоснованно жалуются на его ухудшение. Часто работают сверхурочно, пытаясь сделать все наилучшим образом, сверхаккуратны и скрупулезны. Нередко в приказном порядке задерживают на работе весь коллектив.

На такого начальника можно положиться, свои обещания он выполняет. Кроме прочего, такие люди крайне редко нарушают корпоративные правила поведения или уголовный кодекс. Они вовремя сдают налоговые декларации и не идут на сомнительные предприятия. Поэтому проблем у вашего предприятия по вине шефа, как правило, не будет. Как же организовать совместную работу с таким начальником?

Демонстративные руководители

Начальники демонстративного типа достаточно проблемная категория людей. При незначительном выражении соответствующих качеств такой начальник обладает прекрасными коммуникативными способностями, умением перевоплощаться, доказывать свою точку зрения, влиять на других, проводить различную рекламу действий и товаров. Эти люди хорошо выглядят, следят за эстетической красотой вокруг себя. Многие из таких руководителей говорят, что любят окружать себя красивыми людьми и вещами. Вот в этом и кроется проблема. Если демонстративные качества выражены чуть сильнее среднего уровня, такой начальник никогда не допустит рядом с собой более красивого и умного человека. Любая конкуренция, которая, как ему кажется, имеет место, пресекается. При этом формы вытеснения такого человека могут быть весьма некрасивыми.

Демонстративные люди склонны к обману или, как минимум, к разного рода преувеличениям. Они настолько могут перевоплощаться во время своего вранья, что диагностировать эту ложь по подсознательной жестикуляции практически невозможно.

Необходимо знать, что основная часть преступлений, связанных с мошенничеством, совершается как раз демонстративными личностями. Будучи в подчинении у такого начальника, вы всегда будете переживать, что станете жертвой обмана или примете участие в какой-то афере.

Сущность таких людей в том, чтобы получить признание окружающих. И такого признания им всегда мало, они его требуют, даже если это нескрываемая лесть. Если застревающие личности любят получать признание за реально выполненные дела, то демонстративный человек требует его просто так и в значительно преувеличенном объеме. Даже сам себя расхваливает только для того, чтобы показаться лучше других. Если говорить о деятельности такого руководителя, то лидируют мотивы признания, власти и материальных благ, реализация которых направлена на удовлетворение соответствующих потребностей.

Для получения внимания люди демонстративного типа, даже мужчины, способны на капризное поведение, симуляцию болезней и т. п. Немаловажным и неприятным для работы является сексуально-провокационное поведение, присущее демонстративным людям, возможные домогательства с их стороны. При этом невнимание или отказ могут быть причиной скрытого или даже открытого конфликта, а потом и вашего увольнения по нейтральной причине.

Источник: Секретарь-референт

Читайте також

  • Як стати дата-аналітиком і чим він займається22 грудень, 2023

    Пропонуємо вам познайомитися з перспективною сучасною професією, яка допомагає компаніям приймати рішення на основі даних, а не інтуїтивно.

  • Новорічні знижки на сайт Jobs.ua22 грудень, 2023

    Jobs.ua хоче привітати вас з наступаючим Новим 2024 роком і порадувати новорічними святковими знижками!

  • Як спорт сприяє кар'єрі21 грудень, 2023

    Спостереження доводять, що спортивні люди витривалі та цілеспрямовані, саме тому вони віддадуть перевагу при прийомі на роботу співробітникам, які мають в інтересах спорт. А психологи стверджують, що заняття спортом не лише сприяють фізичному здоров’ю, а й поліпшенню душевного та психологічного стану. Пропонуємо і вам ознайомитись із цими очевидними фактами в цій статті на Jobs.ua і віддати перевагу фізичним вправам.

  • Як правильно написати лист-пояснення19 грудень, 2023

    Скласти лист-пояснення про власну відсутність на робочому місці чи порушення певних робочих режимів не так уже і складно. Обов’язково скористайтесь зазначеними в цій статті порадами.


↑ Вгору