Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Новости Украины и мира
  4. Статьи

Карьера менеджера

12 Ноябрь, 2008 392

Для сотрудника очень важно в мотивационном плане иметь в именовании должности слово менеджер: "менеджер склада" (попросту кладовщик), "менеджер торгового зала (продавец), это вроде бы повышает статус. Если формулировка "менеджер" есть в резюме, работодатель склонен считать, что у сотрудника есть опыт руководящей работы. Подбирая менеджера, которому действительно придется управлять, работодатели обращают внимание прежде всего на диплом необходимой специализации, а не на дипломированность сотрудника как управленца - считается, что здесь все навыки приобретаются с опытом. Проследим, как идет продвижение менеджера по карьерной лестнице.

В эволюции индивидуальной "внутренней" карьеры выделяют девять этапов.

Первый этап состоит в обдумывании будущего рода занятий. Представление о карьере ограничено профессиональными стереотипами, а критерии успеха еще размыты. На этой стадии личность только готовится начать соответствующий данной профессии процесс обучения.

Второй этап - это период образования и тренировки, который сильно варьируется в зависимости от требований конкретной профессии.

На третьем этапе происходит вхождение личности в мир работы. Для большинства людей, независимо от подготовки, возникает момент "шока от реальности". Главная психологическая проблема здесь - это проблема адаптации по мере того, как человек узнает о реалиях работы и своих реакциях на нее. Основное личностное научение начинается здесь.

Следующий период характеризуется значительным удельным весом профессионального научения и дальнейшей социализацией менеджера в организационных условиях. Его длительность зависит как от профессии, так и от организации, сложности работы и т.д.

Пятый этап может быть обозначен как "достижение членства" в организации. Человек создает значимый образ себя как члена организации, как профессионала. Выяснены мотивы и личные ценности, поскольку они отражают собственные реакции на собственные реакции на различные ситуации. Возникает ощущение своего таланта, осознание своих сил и слабостей.

Следующий важный момент карьеры - решение, которое принимает организация о сроке пребывания работника в должности. Обычно это происходит в первые 5-10 лет карьеры. Работнику становится известно, может ли он рассчитывать на длительное будущее в данной организации, или на "перманентное членство".

Дальнейший этап, относящийся к середине карьеры, характеризуется кризисом. Большинство людей проходят через трудный период переоценки себя, когда внешне их карьера складывается достаточно хорошо. Задаются вопросы о правильности первоначального выбора профессии; об уровне достижений; оценивается масштаб достигнутого и степень затраченных усилий; задаются вопросы о будущем пути развития, оцениваются перспективы продолжения или смены рода деятельности и стратегия действий на оставшийся период профессиональной жизни.

Длительность каждой стадии варьируется по времени. Степень связи с возрастом зависит от конкретной карьеры. Если человек меняет карьеру, данные этапы могут повторяться.

Степень личной успешности определяется тем, достиг ли человек того уровня, к которому стремился первоначально. Без знания этого уровня стремления невозможно оценить субъективное ощущение карьерного успеха. В тоже время оценка успеха связана и с внешними критериями - с тем, как общество оценивает успех (размер зарплаты, престиж организации и т.п.)

По мере разворачивания карьеры происходит одновременное развитие профессиональной "Я - концепции", которая достигает зрелости только в результате достаточного профессионального опыта, когда человек может реально оценить свой талант, осознать мотивы и ценности. Обычно на это уходит от одного до десяти лет работы. Если же опыт работы разнообразен, а обратная связь по результатам значима, то и "Я - концепция" развивается быстрее.

Еще одно важное требование к выполняемой работе состоит в том, что она должна испытывать возможности человека, предъявлять требования к его таланту, бросать ему вызов. В противном случае работа надоедает и обесценивается.

Есть несколько типов карьерных устремлений менеджеров. Для одних приоритетной потребностью в карьере может быть чувство безопасности и стабильности, идущее от предсказуемости событий. Данная потребность может направлять или ограничивать принятие решений в области карьеры. Люди с доминирующей потребностью этого типа сильно идентифицируют себя с той организацией, где они работают, и отдают ей всю ответственность за управление своей карьерой. Они лояльны, выполняют все предписания в обмен на длительность пребывания в должности.

В работе предпочитается ее предсказуемость, стабильность, условия, характер оплаты, т.е. в большей степени контекст, чем содержание. Приветствуется формальная система назначения на должность. В ответ на лояльность и стабильную деятельность ожидается признание в виде подтверждения дальнейшей стабильности и занятости. Кроме того, людям этого типа необходимо верить, что их лояльность приносит реальный вклад в деятельность организации. Есть другой тип менеджеров-с предпринимательской креативностью. Они стремятся создать новую организацию, продукт или услугу таким образом, чтобы они ассоциировались с именем автора. Ценности для них - власть и свобода. Они ищут публичного признания.

Многие менеджеры характеризуются стойким стремлением к автономии, стремятся все делать по-своему, по своим стандартам . Для них подходит проектная работа ,работа по контракту ,работа в качестве консультанта. Трудовая деятельность не должна нарушать их независимости.

От менеджера ждут, чтобы управляемый им процесс пришел к нужному результату. Менеджер управляет людьми, а оценивается по конечным результатам порученных ему процессов производительного труда. Т.е. он прилагает усилия в одном месте, а результат управления появляется в другом. Цепочка от точки приложения усилий до точки получения результата достаточно длинная и содержит риски.

Около 25 % менеджеров по продажам меняют работу раз в 1-2 года. Они хотят зарабатывать больше, продвигаться по карьерной лестнице, иметь свой бизнес. В текущем году заработная плата сейлз- менеджеров росла небольшими темпами, всего 5-10 %. Кроме того, нагрузка на работе этих специалистов так высока, что они перерабатывают, мало времени уделяют личной жизни. Эмоциональная компетентность менеджера включает способность быть стимулированным, а не истощаемым эмоциональными межличностными проблемами и кризисами, способность выдерживать высокий уровень ответственности, способность проявлять власть и принимать трудные решения без чувства вины и стыда.


Читайте также