UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Шукачу
  4. Все про резюме
  5. ИТ-директор: кто он

ИТ-директор: кто он

11.11.2008 1065

Истоки

В последнее десятилетие отчетливо заметен прогресс в представлениях о том, чем должен заниматься ИТ-специалист, ИТ-менеджер, руководитель ИТ-подразделения. Если в середине 1990-х к информационным технологиям относились как к необязательному и обособленному элементу организационной структуры компаний, то примерно к 1998–1999 гг. окончательно сформировалось понятие ИТ-проекта, пришло осознание того, что им необходимо управлять, возник спрос на менеджеров по управлению проектами. В начале XXI в. потребовались управленцы более высокого звена – те, кого сейчас именуют CIO, или директорами по ИТ. Сфера ответственности и роль CIO сегодня стремительно изменяются: от человека, который занимается поддержкой и обслуживанием вычислительных систем, до специалиста, вовлеченного в управление компанией, влияющего на достижение бизнес-целей и использующего информационные технологии во благо развития компании.

Когда ИТ- и бизнес-сообщество пришли к пониманию роли ИТ-менеджеров как управленцев, возникла мысль, что руководителем ИТ-структуры должен становиться не бывший системный администратор, не инженер-системотехник, а человек, обладающий знаниями в области менеджмента – менеджер, экономист, финансист. Известны примеры, когда CIO не являются выходцами из сферы ИТ. Стало модным рассуждать на тему: откуда должны появляться «настоящие CIO»? Они «вырастут» из индустрии или будут приходить из других сфер? Эта дискуссия имела под собой почву: ИТ-менеджерам не хватало знаний в области бизнеса, они нередко плохо понимали вопросы, связанные с реализацией бизнес-процессов компании, и были ориентированы на технологии. Чтобы решить проблему, в компаниях к руководству ИТ-структурами пытались привлекать специалистов из бизнес-сфер. Выход из сложившейся ситуации виделся в притоке специалистов с бизнес-образованием в сферу ИТ.

Однако развитие пошло по другому пути. Поток профессиональных управленцев не хлынул в ИТ, зато из недр индустрии стал вырастать класс бизнес-ориентированных специалистов. Люди, которые прежде занимались только информационными технологиями, за последние три-пять лет изменили мировоззрение и стали CIO не по должности, а по сути. Это бизнес-ориентированные специалисты, которые не только являются экспертами в области ИТ, но и хорошо разбираются в вопросах управления, экономики, финансов. Как следствие, возникла интересная тенденция: CIO становятся уникальным кадровым ресурсом для управления предприятием. Сейчас можно говорить не только о том, что директора по ИТ должны приходить из ИТ-индустрии, оставаться CIO и на этом заканчивать свою карьеру. Весьма популярная в недавнем прошлом шутка, что аббревиатура CIO расшифровывается как Career Is Over, стремительно теряет свою актуальность. Карьера не заканчивается, а выходит на новый качественный уровень. Люди, которые сегодня управляют ИТ, завтра могут управлять предприятием. Объясняется такой переход довольно просто: управление предприятием – это, по сути, управление ключевыми ресурсами – деньгами, людьми и информацией.

Все три составляющие важны. Но информации еще лет десять назад не уделяли такого внимания, как деньгам и персоналу. Сейчас статус финансовых ресурсов несколько понизился, так как они доступны практически всем в форме разнообразных финансовых инструментов. Человеческим ресурсам уделяется более пристальное внимание, поскольку в ряде отраслей рынок труда испытывает острый дефицит кадров. А вот статусная планка информации пошла вверх: информация стала рассматриваться как ключевой ресурс, благодаря которому достигаются конкурентные преимущества. И, поскольку изменяется роль информации как ключевого ресурса для развития бизнеса, директор по информационным технологиям становится человеком, который рассматривается как управленец, влияющий на бизнес-политику компании.

Образование

Главная задача — показать, как информационные технологии могут работать на бизнес. Идея, что к руководству ИТ могут приходить люди, не имеющие базового технического образования, породила дискуссию о том, какие же вузы будут готовить потенциальных CIO. Еще несколько лет назад бытовало мнение, что у следующего поколения ИТ-директоров базовое образование должно быть экономическим или менеджерским. Однако вскоре представители индустрии стали сходиться во мнении, что хорошее базовое техническое образование – необходимый элемент для CIO. А вот приобрести, дополнить и углубить знания в области менеджмента, экономики и управления персоналом возможно, к примеру, при помощи бизнем-образования, а именно MBA. Безусловно лидерами в этой области являются западные бизнес-школы. Хотя на данный момент отечественный рынок также предлагает ряд образовательных MBA-продуктов.

ИТ-директор изнутри

ИТ-директора (CIO) можно условно сравнить с хорошей американской больницей. Со своим диагностическим центром, штатом персонала, который и памперсы пациенту сменит, и нейрохорургическую операцию провести сможет. При этом эта больница должна быть прибыльна, развиваться и идти в ногу с прогрессом.

Читайте також

  • Як стати дата-аналітиком і чим він займається22 грудень, 2023

    Пропонуємо вам познайомитися з перспективною сучасною професією, яка допомагає компаніям приймати рішення на основі даних, а не інтуїтивно.

  • Новорічні знижки на сайт Jobs.ua22 грудень, 2023

    Jobs.ua хоче привітати вас з наступаючим Новим 2024 роком і порадувати новорічними святковими знижками!

  • Як спорт сприяє кар'єрі21 грудень, 2023

    Спостереження доводять, що спортивні люди витривалі та цілеспрямовані, саме тому вони віддадуть перевагу при прийомі на роботу співробітникам, які мають в інтересах спорт. А психологи стверджують, що заняття спортом не лише сприяють фізичному здоров’ю, а й поліпшенню душевного та психологічного стану. Пропонуємо і вам ознайомитись із цими очевидними фактами в цій статті на Jobs.ua і віддати перевагу фізичним вправам.

  • Як правильно написати лист-пояснення19 грудень, 2023

    Скласти лист-пояснення про власну відсутність на робочому місці чи порушення певних робочих режимів не так уже і складно. Обов’язково скористайтесь зазначеними в цій статті порадами.


↑ Вгору