Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Соискателю
  4. Знай свои права

Реформирование трудового законодательства Украины

21 Октябрь, 2008 757

Доктринальные изменения

Все советское законодательство базировалось на характерной для социалистической системы нормативистской теории права, которая выходила из марксистского определения права как сведенной в закон воли господствующего класса. Отсюда за нормативистской доктриной все законы признавали правовыми независимо от их содержания.  Итак, право и закон - это, в сущности, было одно и то же. Право, как частное явление, отождествляли с юридическими нормами, рожденными государством, из чего следовало, что государство есть первичным, а право - вторичным продуктом государства, ее придатком.

При таких условиях о трудовом праве как о определенном исключении из общего правила говорить не приходилось.

За своей юридической природой и социальным назначением трудовое законодательство имеет гуманистический характер. Ведь оно направлено на защиту интересов лиц, которые в силу объективных обстоятельств вынуждены продавать свою рабочую силу.

«В последнее время важной составной частью законодательства Украины о труде становятся международные договоры о труде»

Переход к рыночным отношениям, интеграция Украины в мировую экономическую систему, а также переориентация из юридического позитивизма на доктрины естественного права требуют определения основных направлений развития современного трудового законодательства в нашей стране.

            Приближение законодательства к классическим мировым образцам

Уже теперь наметилась стойкая тенденция приближения законодательства о труде Украины к классическим мировым образцам. Но еще старой в основном осталась система форм трудового законодательства. И хотя в Конституции Украины заложенные новые принципы регулирования трудовых отношений, основу действующего законодательства Украины на сегодня составляет Кодекс Законов о труде (далееКЗоТ), который был принят еще 10 декабря 1971 года и приобрел силу с 1 июня 1972 года. За прошедшее время (особенно за последние 12 лет) к нему было внесено много изменений и дополнений. В частности, с 1973 года Верховная Рада  приняла больше 50 законов о внесении изменений в КЗоТ. Дважды изменения вносились декретами Кабинета Министров Украины.  Вследствие этого из 265 статей и преамбулы, которые содержались в первой редакции КЗоТ, существенно изменилась 221 статья Кодекса (причем некоторые из них - неоднократно). Из Кодекса законов о труде было изъято полностью 20 статей, а включено к нему 35 статей, часть из которых уже так же утратила силу. Таким образом, сейчас КЗоТ содержит преамбулу и 280 статей, из которых лишь 44 статьи, преимущественно второстепенного плана, не подверглись существенным изменениям, хотя до многих из них  вносились изменения редакционного характера.

Кроме КЗоТ, который является основой системы трудового законодательства Украины, в состав этой отраслевой структуры входит также целый ряд законов из отдельных наиболее важных институтов трудового права. Значительное большинство главных положений этих законодательных актов уже инкорпорированы к действующему КЗоТ путем принятия отдельных законов о приведении Кодекса в соответствие с этими законами, которые хотя и не вписываются в общепринятые правила рекодификации, но обусловлены объективной невозможностью нормального развития кодификационных процессов в условиях переходного периода.

Нормы трудового законодательства содержатся также в некоторых законах комплексного характера, которые кроме того наполнены нормами административного, финансового, хозяйственного права и некоторых других областей права.

Характерной особенностью современного трудового права является то, что к форме его внешнего выражения принадлежит довольно значительное количество подзаконных нормативных актов. В них содержатся тысячи норм трудового права. При этом некоторые из них нередко противоречат актам, которые выше их за юридическим уровнем.

Еще одна особенность формы современного трудового права – в Украине продолжают применяться некоторые законодательные акты бывшего СССР или их отдельные положения.

Особенно нужно подчеркнуть, что в последнее время важной составной частью законодательства Украины о труде становятся международные договоры о труде, к которым, в частности, принадлежат и конвенции МОТ, ратифицированные Украиной, а также соответствующие Рекомендации этой международной организации. Следует отметить, что Украина (самостоятельно или в составе СССР) ратифицировала на сегодня больше 50 конвенций МОТ, в том числе практически все конвенции, которые отнесены МОТ к числу основных.

Итак, существуют достаточные основания, чтобы констатировать, что в Украине активно идет процесс формирования нормативно-правовой, в том числе законодательной, базы для обеспечения регулирования трудовых отношений в условиях рыночной экономики.

            Процесс незавершенный, реформа трудового законодательства продолжается

Тем не менее этот процесс не является завершенным, а имеет переходной характер. Современное законодательство Украины о труде (в том числе, КЗоТ) представляет собой смесь правовых норм, принятых в разных исторических и экономических условиях,  определенная  часть которых отвечает требованиям времени, а другая - устаревшая и не может адекватно регулировать современное трудовое отношения.

Указанная ситуация с законодательным регулированием применения труда в Украине не может считаться нормальной. Прежде всего, потому, что КЗоТ  Украины должен в общем, а не только отдельными своими частями и нормами, отвечать требованиям рыночной экономики, и по-настоящему, а не на бумаге выполнять функции  ядра трудового законодательства, на основании положений которого регулируется весь комплекс трудовых отношений.  Действующая же его редакция принималась в социально-экономических условиях, когда экономика Украины строилась на административно-командных началах, а Украина была не самостоятельным государством, а составной частью Советского Союза.

«Проникновение положений гражданского права в трудовое законодательство не всегда имеет отрицательный характер: при  определенных условиях оно может оказывать содействие в защите трудовых прав нанимаемых работников. Имеется в виду, прежде всего, принятие трудовым правом института возмещения морального вреда»

Задержка с реформированием трудового законодательства на рыночных началах, а также «агрессивный» в определенной мере характер современного налогового законодательства объективно приводят к некоторому сужению сферы действия законодательства о труде за счет применения для регулирования отношений между работодателем и работником гражданско-правовых инструментов, особенно в сфере малого предпринимательства. Проникновение положений гражданского права в трудовое законодательство не всегда имеет отрицательный характер: при  определенных условиях оно может оказывать содействие в защите трудовых прав нанимаемых работников. Имеется в виду, прежде всего, принятие трудовым правом института возмещения морального вреда. Но вообще расширения сферы применения правил гражданского законодательства к регулированию отношений в сфере труда не наилучший вариант решения проблемы обеспечения достаточного уровня гарантий трудовых прав работников и работодателей.

            Кодификация трудового законодательства

При таких условиях становится важным четкое определение основных принципиальных положений будущей кодификации трудового законодательства, которое будет выступать главным средством правового регулирования трудовых отношений нанимаемых работников. Прежде всего, необходимо на законодательном уровне раскрыть новое конституционное понятие права на труд, как возможности каждого гражданина зарабатывать себе на жизнь работой, которую он избирает или на которую свободно соглашается, а также определить круг отношений, которые регулируются законодательством о труде.

При этом очень важно отобразить в новом Кодексе основную цель и задачу правового регулирования отношений нанимаемой работы, указав, что трудовое законодательство призвано достичь оптимального объединения интересов всех участников трудовых отношений, прежде всего работников и работодателей.

Необходимо, чтобы в результате кодификации в Трудовом кодексе получили свое правовое закрепление основные принципы регулирования трудовых отношений. Они должны органически следовать из общечеловеческих социальных принципов, моральных основ и норм международного права. Принципы правового регулирования нанимаемой работы должны стать основанием всей системы правового обеспечения трудовых отношений и определять основные направления социальной политики в сфере общественной организации труда. При определении этих принципов следует использовать Декларацию Международной организации труда относительно основных принципов и прав в сфере труда 1998 года, Европейскую социальную хартию (пересмотренную) 1996 года, Хартию основных социальных прав трудящихся 1989 года и Хартию основных прав ЕС 2000 года, другие международные документы.

Важно также, чтобы новое трудовое законодательство нашего государства выходило с необходимости обеспечения свободы труда, за которым человек владеет неотъемлемым и исключительным правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, которое обеспечивается государством, запрета принудительной работы, равенства трудовых прав граждан Украины и запрета дискриминации в трудовых отношениях.

Еще одним условием успешной кодификации трудового законодательства должны стать нормы, которые будут определять структуру и иерархию законодательства о труде Украины.

Определяющим для всего трудового законодательства должно стать очерчивания сферы применения Трудового кодекса. Здесь необходимо выходить из современных достижений правового обеспечения трудовых отношений в зарубежных странах, учитывая при этом отечественный опыт, специфику рыночных преобразований, которые происходят в нашей стране и необходимость адаптации отечественного законодательства к правилам регулирования нанимаемой работы, которые выработаны европейским сообществом.

Лишь при условии учета всех этих положений есть надежда, что будущая кодификация трудового законодательства будет проведена на должном уровне и новый Трудовой кодекс будет отвечать лучшим образцам законодательного акта рыночной экономики.

Читайте также
  • "Обычная необычность" нестандартных вакансий 9 Декабрь, 2016Совсем еще недавно, интернет гремел от предложенной китайцами вакансии на должность «обнимателя панд», однако, и отечественные работодатели радуют своим креативом в изобретении оригинальных должностей.
  • Тестовое задание: «развод» наивных или «бракосочетание» с вакансией? 8 Декабрь, 2016Стоит понять кому, кто и для чего предлагает выполнение тестовых заданий и чего следует опасаться кандидатам на самом деле.
  • Реформа оплаты труда 2017 7 Декабрь, 2016На днях на заседании Верховной рады был принят законопроект №5130 об оплате труда. Как известно, Верховная Рада давно обещала значительные изменения для украинцев в вопросах оплаты труда, внесение единого социального налога, пенсионного обеспечения, социальной политики и прочего. Первым значительным решением стало повышение уровня минимальной заработной платы до 3200 гривен, которое вступит в силу автоматически с 01.01.2017. Принятая 6 декабря реформа оплаты труда также вступает в действие с 1 января нового года, а также внесет конкретные изменения в Кодекс законов о труде.
  • «Мусорщик», «киллер» и другие «особенности» интернет поиска работы. 7 Декабрь, 2016Помня, о неплохих заработках в студенческие годы, которые давала нам: студентам –биологам, подработка (да простит меня Небо) на дежурствах в провинциальном морге и на покраске высоченных труб местной мануфактуры, я начал иступлено бомбить интернет запросами типа «ищу грязную работу» или «возьмусь за высокооплачиваемую рискованную работу».
  • Тот самый фриланс: романтика и ужасы свободного полета 6 Декабрь, 2016Возможности современного мира, все чаще позволяют человеку делать вещи, еще в недалеком прошлом неприемлемые. Как, например, работать фрилансером.