Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Соискателю
  4. Знай свои права

Гарантии безработным за трудовым законодательством Украины

21 Октябрь, 2008 575

За официальными данными, в Украине на 1 мая 2006 г. безработными признаны 3,2% трудоспособного населения или 0,9 млн человек. Это свидетельствует о необходимости активизации усилий государства, работодателей, органов местного самоуправления относительно введения в Украине эффективных организационно-правовых и экономически обоснованных механизмов материального обеспечения лиц, которые в силу объективных обстоятельств  не являются конкурентоспособными на рынке труда или потеряли работу.

Два базовых закона 

Для обеспечения гарантий безработным Верховная Рада Украины приняла два базовых закона в этой сфере, в частности, в 1991 г. «О занятости населения» (далее – Закон о занятости), и в 2000 г. «Об обязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» (далее – Закон о страховании от безработицы). Они закладывают законодательную основу для решения проблем социальной защиты безработных, предоставление им определенной материальной и другой помощи, а также создание условий для обеспечения их работой.

Учитывая, что эти законы регламентируют однородные, в сущности, отношения, следует подчеркнуть, что сейчас вопросы относительно содержания и порядка осуществления гарантий безработным определяются на основании Закона о страховании от безработицы (вступил в силу 14 апреля 2000 г.). В связи с этим Закон о занятости действует в части, которая не противоречит указанному Закону.

Определение «безработного»

Закон  о занятости впервые признал и закрепил статус безработных. В частности, ст. 2 предусматривает, что безработными признаются трудоспособные граждане трудоспособного возраста, которые из-за отсутствия работы не имеют заработка или других предусмотренных законодательством доходов и зарегистрированные в государственной службе занятости как такие, что ищут работу, готовы и способны приступить к подходящей  работе. 

Для признания лица безработным необходимо соблюдение нескольких условий:

  1. Лицо должно подать личное заявление в государственную службу занятости (уполномоченному органу государственной исполнительной власти в сфере занятости) по месту проживания и зарегистрироваться как лицо, которое ищет работу.
  2. Отсутствие подходящей работы, т.е. такой работы, которая отвечает образованию, профессии (специальности), квалификации работника и предоставляется в той же  местности, где  он  проживает, а для  граждан, которые  впервые ищут работу и не имеют профессии (специальности), - которая не нуждается в профессиональной подготовке. Дополнительные критерии определения подходящей работы определяются по правилам ст. 7 Закона о занятости. 
  3. Со времени регистрации лица прошло 7 календарных дней, т.е. решение принимается о признании лицом безработным лишь на 8 день после его регистрации таким, что ищет работу.
  4. Решение государственной службы занятости по месту проживания лица-заявителя.

Анализ действующего трудового законодательства Украины дает основания сделать вывод, что получение лицом статуса безработного тянет за собой правовые последствия, одним из которых есть предоставления  безработному ряда гарантий.

За гарантиями - обращайтесь к Фонду 

Законом о страховании от безработицы материальное обеспечение на случай безработицы положено на Фонд обязательного государственного социального  страхования  Украины (далее – Фонд). В отличие от этого Закона, Закон Украины о занятости возлагал полномочия и обеспечение на государственную службу занятости, правопреемником которой стал Фонд.

К компетенции Фонда относится обеспечение страхования лиц, которые   работают на условиях трудового договора (контракта), включая тех, которые проходят альтернативную (невоенную) службу, а также тех, которые работают неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, и на  других основаниях, предусмотренных законодательством о работе (ст. 4), а также выполнение гарантий безработным относительно предоставления материального обеспечения и  социальных услуг (ст. 7).

Содержание гарантий

Конкретизируя содержание общих гарантий, следует отметить, что  застрахованные  лица,  признанные в установленном порядке безработными,  которые  на протяжении  12  месяцев, предшествующих началу безработицы, работали на условиях полного или неполного рабочего дня  (недели) не меньше 26 календарных недель и платили страховые взносы, имеют право на помощь по безработице (далее – помощь) в зависимости от страхового стажа.

Право на  помощь сохраняется в случае наступления перерыва страхового стажа по уважительным причинам, если лицо в продолжение месяца после истечения этого перерыва зарегистрировалось в установленном порядке в государственной службе занятости в качестве безработного.

Общая продолжительность выплаты помощи не может превышать 360 календарных дней на протяжении 2 лет. Для лиц предпенсионного возраста (за 2 года до наступления права на пенсию) продолжительность выплаты помощи не может превышать 720 календарных дней.

В случае очередного признания в установленном порядке застрахованного лица безработным в пределах 2 лет, на протяжении которых выплачивается помощь, продолжительность ее выплаты учитывается суммарно.

Закон предусматривает выплаты и незастрахованным лицам (например, военнослужащим, уволенным из военной службы в связи  с сокращением численности штата или без) права на пенсию. Продолжительность выплаты такой помощи не превышает 180 календарных дней. Материальная помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации незастрахованным лицам, зарегистрированным в установленном порядке в  государственной  службе занятости,  выплачивается  в  размере  помощи.

Помощь может выплачиваться единовременно для организации предпринимательской деятельности безработными, которые не могут быть трудоустроены  в связи с отсутствием на рынке труда подходящей работы. Помощь  выплачивается  лицам,  которым исполнилось 18 лет, по их желанию.

Помощь на погребение в случае смерти безработного или лица, которое   находилось на его содержании, выплачивается лицам, которые осуществляли погребение, в размере прожиточного минимума.

В отличие от застрахованных лиц, лицам, которые ищут работу впервые, и другим незастрахованным лицам, признанным в установленном порядке  безработными, помощь устанавливается в размере  прожиточного минимума, установленного законом.

Размеры помощи по безработице 

Застрахованным лицам размер помощи определяется в процентах к их средней заработной плате (доходу), определенной согласно Порядку  исчисления  средней  заработной  платы (дохода) для расчета выплат за обязательным государственным социальным страхованием, утвержденным КМ Украины, в зависимости от страхового стажа:  до 2 лет - 50%;  от 2 до 6 лет - 55%; от 6 до 10 лет - 60%; свыше 10 лет - 70%. Помощь выплачивается в зависимости от продолжительности безработицы в процентах к определенному размеру: первые 90 календарных дней - 100%; на протяжении следующих 90 календарных дней - 80%; в дальнейшем - 70%.

Вместе с тем, помощь лицам, которые уволились из последнего места работы по собственному желанию без уважительных причин, назначается согласно законодательству и выплачивается, начиная с 91-го календарного дня.

В среднемесячную заработную плату (доход) для исчисления помощи  учитываются  все  виды  выплат, на которые  начислялись страховые взносы. Помощь не может быть  выше  средней заработной  платы,  которая определена в соответственной отрасли экономики за прошлый месяц, и ниже прожиточного минимума, установленного законом.

Также безработным предоставляется одноразовая выплата помощи для организации предпринимательской деятельности и осуществляется в размере помощи,  начисленной согласно закону  в  расчете на год.

Помощь по частичной безработице и особые гарантии

К общим гарантиям принадлежит также выплата безработным помощи  по частичной безработице. Ее назначение может иметь место в случае потери ими части заработной платы вследствие вынужденного временного сокращения нормальной  или  установленной  на  предприятии   согласно законодательству  Украины продолжительности  рабочего времени и (или) перерыва в получении заработной  платы или сокращении ее размеров в связи с временным прекращением производства без прерывания трудовых отношений по причинам экономического, технологического и структурного характера.

Право на помощь по частичной безработице имеют застрахованные лица, которые на протяжении 12 месяцев, предшествующих месяцу, в котором начался простой, работали не меньше 26 календарных недель, платили страховые взносы и в которых этот простой  составляет  20  и  больше процентов рабочего времени.

Общая продолжительность выплаты помощи не может превышать 360 календарных дней на протяжении 2 лет. Для лиц предпенсионного возраста (за 2 года до наступления права на пенсию) продолжительность выплаты помощи  по безработице не может превышать 720 календарных дней

Помощь по частичной безработице предоставляется с первого дня простоя, продолжительность ее выплаты не может превышать 180 календарных дней на протяжении года.

Особые гарантии имеют  работники, с которыми было разорвано  по  инициативе владельца или уполномоченного им  органа  в  связи  с изменениями в организации  производства  и  работы, в частности, ликвидацией,  реорганизацией, перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, сокращением  численности или штата работников, и военнослужащим, уволенным из военной службы  в связи с сокращением  численности  штата или без. Например, право на пенсию, при условии их регистрации в службе занятости на протяжении 7 календарных дней после увольнения как  ищущие работу.

Таким образом, создание действенной системы гарантий как для тех, кто работает, так для тех, кто потерял работу и в силу этого признан безработным, является важным аспектом формирования в Украине эффективной модели национального трудового права. 

Читайте также
  • Тестовое задание: «развод» наивных или «бракосочетание» с вакансией? 8 Декабрь, 2016Стоит понять кому, кто и для чего предлагает выполнение тестовых заданий и чего следует опасаться кандидатам на самом деле.
  • Реформа оплаты труда 2017 7 Декабрь, 2016На днях на заседании Верховной рады был принят законопроект №5130 об оплате труда. Как известно, Верховная Рада давно обещала значительные изменения для украинцев в вопросах оплаты труда, внесение единого социального налога, пенсионного обеспечения, социальной политики и прочего. Первым значительным решением стало повышение уровня минимальной заработной платы до 3200 гривен, которое вступит в силу автоматически с 01.01.2017. Принятая 6 декабря реформа оплаты труда также вступает в действие с 1 января нового года, а также внесет конкретные изменения в Кодекс законов о труде.
  • «Мусорщик», «киллер» и другие «особенности» интернет поиска работы. 7 Декабрь, 2016Помня, о неплохих заработках в студенческие годы, которые давала нам: студентам –биологам, подработка (да простит меня Небо) на дежурствах в провинциальном морге и на покраске высоченных труб местной мануфактуры, я начал иступлено бомбить интернет запросами типа «ищу грязную работу» или «возьмусь за высокооплачиваемую рискованную работу».
  • Тот самый фриланс: романтика и ужасы свободного полета 6 Декабрь, 2016Возможности современного мира, все чаще позволяют человеку делать вещи, еще в недалеком прошлом неприемлемые. Как, например, работать фрилансером.
  • Причины смены рабочего место специалистами IT 5 Декабрь, 2016Результаты последних опросов IT-специалистов показали, что, в основном, работники довольны своей работой и родом занятий. Тем не менее, многие специалисты IT-сферы серьезно задумываются о смене рабочего места в 2017 году.