Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Новости Украины и мира
  4. Статьи

Сильная женщина плачет…

20 Октябрь, 2008 270

«…Наше счастье в труде!» — весело повторяет окончание известной шутки начальник рекламного отдела Марина, когда у нее опять не ладятся отношения с очередным ухажером, бывший муж портит настроение или непутевый сын приносит «приглашение» от директора школы. Она уверена: лучшее лекарство от всех проблем — с головой погрузиться в работу. И действительно, посреди жарких дебатов на совещании Марина забывает все свои неприятности. А как здорово осознавать, что благодаря ей фирма обошла главного конкурента на столько-то процентов по нескольким показателям!.. Марине многие завидуют. Но только не те, кто знает ее близко. И в курсе, какую часть зарплаты она отдает психотерапевту… 

Казалось бы, человек, способный неуклонно добиваться своих целей, рождать оригинальные идеи, руководить другими, должен уметь строить и свою жизнь как перспективный проект. Что же мешает успешной деловой леди стать счастливой? Психологи вычислили, какие именно установки мешают достичь гармонии между рабочей и нерабочей сферой жизни и как их все-таки можно гармонизировать.

Что творится в душе?

Итак, главные помехи для удачной реализации в семейной жизни (которые, в свою очередь, тоже ведь не могут влиять на жизнь рабочую!) — в личных особенностях характера и привычках «железных женщин». 

— Во-первых, на «неформальное» общение ей часто не хватает времени и сил.

Какому мужчине понравится, что его возлюбленная которую неделю не может с ним встретиться, потому что улетает в очередную командировку в Лондон, а из аэропорта сразу мчится на важнейший семинар? Какой супруг обрадуется, когда, не посмотрев на приготовленный им романтический ужин, благоверная падает спать «без задних ног»? Какое-то время востребованность дамы сердца может вызывать гордость, а потом неизбежно начинаются баталии: «Ты совершенно не уделяешь мне времени!» — «А ты абсолютно не принимаешь во внимание, как я загружена!»

Что делать? Вы умеете планировать важные рабочие дела и встречи, поэтому выделить необходимое время на близких тоже вполне способны. Просто не приходит в голову поставить личные в один ряд с деловыми заботами. Напомните себе, что человек без родных и друзей подобен дереву, на котором нет ни одной птицы. А значит, день рождения мужа или первый школьный звонок ребенка имеют не меньшее значение, чем баталии с несговорчивым клиентом. Такие дела необходимо вносить в органайзер. Только не афишируйте своего тайм-менеджмента перед близкими: им не обязательно знать, что на семейный ужин вы выделили ровно тридцать шесть минут перед звонком деловому партнеру…

— Во-вторых, на руководящем посту вырабатывается привычка верховодить и подчинять себе людей. Нередко дама-начальник усваивает: чтобы добиться хорошего результата, нужно непременно все и всех контролировать. Стратегии могут отличаться, но подход: «Главная здесь я, я за все отвечаю, я плачу вам зарплату, меня нужно слушаться», — часто «прорывается» даже у шефинь демократичного типа. В том числе и в отношения личные… Подсчитано, что жестким женщинам-руководителям мужья изменяют в 4 раза чаще, чем «простым смертным», проявляющим гибкость.

Что делать? Учиться равноправному партнерству и на работе, и дома. Причем если с подчиненными методы «заставлять людей трудиться на совесть» еще хоть как-то могут быть оправданы, то вести себя в том же духе с мужчиной — значит, выносить приговор отношениям: рано или поздно взбунтуется даже самый мягкий и покладистый. Вашему партнеру нужны не «задания к выполнению», а совместный поиск решения каждой проблемы. 

— В-третьих, образ жизни сужает круг общения, а максимализм и перфекционизм и вовсе сводят его к минимуму. Чем выше забираетесь по служебной лестнице, тем специфичнее становятся те, с кем вы имеете дело. Сегодня пообщались с самим Пако Рабанном, талантливейшим, богатейшим и изысканным, и бессознательно меряете встречных мужчин по такой же высокой планке. Рядом с добросердечным Васей, который носил ваш портфель еще в восьмом классе, вас будет не оставлять ощущение: да он же мне не пара!

Что делать? Видеть все разнообразие положительных человеческих качеств, а не только те, что способствуют успешной карьере. Возможно, для дружбы и любви нужен какой-то немножко другой «джентльменский набор»? «Неравный брак» чаще всего получается проблематичным, и все-таки не забывайте, что в отношениях не стоит гнаться за престижем и внешним лоском. Никто не будет показывать на вас пальцем, если вашим избранником станет не важный министр, а нежный программист. В конце концов, это не ИХ дело. 

— В-четвертых, деловая женщина не всегда позволяет себе побыть «просто женщиной». Конечно, положение обязывает выглядеть безупречно. Но поведение бизнес-вумен во многом становится по-мужски жестким. Недосказанность, загадочность, томность в деловом общении — не самые подходящие инструменты. Так что, если ими какое-то время не пользоваться, они могут постепенно «отмирать»…

Что делать? Не забывать, что привлекательность не только в роскошном костюме, профессиональном макияже и потрясающем маникюре, но и в ауре. Красоту нужно уметь подавать. А состоятельной и решительной трудно принять такую мысль: «Мне нужно уметь то-то и то-то»… Она привыкает к тому, что если за что-то уплачено — это должно эффективно работать. Отсюда, кстати, и непроизвольное потребительское отношение к партнеру: «Я его отчистила, вывела в люди, а он мне фигвамы рисует?!». А в отношения необходимо вкладывать не только средства, но и душу. 

— В-пятых, она сама подспудно опасается близости, сокращения расстояния. Привязаться, полностью довериться кому-то — означает частично потерять независимость! А этим ценным приобретением истинная карьеристка очень дорожит, потому что оно помогло ей преодолеть родительские установки, начальственное давление, происки конкурентов и сделать все по-своему. Но в любви невозможно сохранять полный контроль. Даже если играть первую скрипку в отношениях, нельзя совсем не ориентироваться на другого человека, не подстраиваться… Даже просто переживать за кого-то еще — угроза своему «я сама»! Отсюда и ни к чему не обязывающие отношения. Которые не приносят настоящего удовлетворения… 

Что делать? Попробовать однажды проявить слабость. Побыть хрупкой и немного беззащитной, позволить что-то решить за себя. Представьте, что это роль, как в пьесе или фильме. У вас получится сыграть такой эпизод? А теперь прислушайтесь к себе. Ведь временная перемена амплуа принесла удовольствие? Оказалось, что это даже приятно — на время ослабить «железную хватку» и позволить о себе позаботиться! Никто не заставляет вас ломать характер и становиться безвольной игрушкой в чужих руках. Но в какие-то моменты нужно уметь и расслабиться. Доверие может быть лишним в делах «акул капитализма», но в личных отношениях на нем строится очень и очень многое... 

Что творится с делами? 

Нужно сказать, что и в производственных вопросах честолюбивые, амбициозные и энергичные не всегда действуют эффективно. Их стратегия «бури и натиска» дает быстрые результаты, но со временем отзывается дополнительными проблемами. Прежде всего, физического и психологического характера. Что нужно сделать, чтобы вовремя их нейтрализовать? 

Главная проблема, связанная с работой не за страх, а за совесть, — сильная перегруженность. Какое-то время можно выжимать из себя максимум и еще немного, подзаряжаясь адреналином и включая «второе дыхание». Потом неизбежно наступает «откат». Организм может поставить ультиматум: «Все, я так больше не могу!» — и предъявить вам какой-нибудь серьезный диагноз. Попробуйте не доводить его до этой стадии. 

— Введите табу на работу дома. Не успеваете? Меняйте график, делегируйте полномочия, берите помощников. Но не совмещайте чаепитие, принятие душа, просмотр документов и ответы на звонки. Пусть дом станет вашей «священной» территорией, где время будет тратиться только на себя и близких. 

— Попытайтесь ограничить время «общения» с компьютером. Дома его лучше вообще не включать: тут же появляется соблазн заняться ответами на письма, погрузиться в новости или виртуальное общение. А это лишняя нагрузка на глаза и психику. Даже если просто хотите почитать книгу или статью в электронном виде, лучше сделать распечатку или поставить аудио-вариант. 

— Подберите себе деятельный вид хобби. Многие деловые люди «загоняют» себя потому, что просто не любят отдыхать, а не любят, потому что не умеют это делать. Нет навыка находить интересные занятия вне работы… А вы попробуйте! Это вознаградит новыми яркими ощущениями, а если увлечение будет сопряжено с физической активностью, вы еще и сэкономите на докторах.

На обоих фронтах 

Одна из типичных «чисто женских» жалоб — неумение найти оптимальное соотношение между рабочим и домашним. Домохозяйки часто переживают о нехватке реализации в «общественно полезной деятельности», а руководительницы, что избыток работы мешает жизни личной. Но очень многие умеют находить ту самую золотую середину и на вопрос: «Как же удается сочетать успешную карьеру и семейное счастье?»

— улыбаются: «А это не так уж трудно!». Какие же секреты известны этим счастливицам? 

— Расставить приоритеты. Одно дело — персональная «лестница» главных ценностей, другое — то, что важнее всего на данном этапе. Когда делаете «карьерный рывок» и ждете важного повышения, на первом месте для вас стоит проблема: «Как показать себя на работе в самом лучшем свете». Когда приходит время задуматься о прибавлении семейства, номером один становится благополучно произвести на свет здорового и счастливого младенца. 

— Уметь полностью переключаться. На свидании или во время игры с детьми в «Монополию» выключите мобильный и не заглядывайте в палм. Одна барышня-юрист жаловалась: «Когда я с женихом, беспокоюсь, как там рабочие дела, когда прихожу в офис, начинаю скучать по любимому человеку!». А правильный вариант — с точностью до наоборот! 

— Менять стратегии поведения. Причем в зависимости от конкретных надобностей, а не от готовых привычных решений. Не стоит быть одной и той же «строгой самодержицей» и с нерадивым сотрудником, и с маленьким сынишкой, который интересуется: «Мама, а почему небо голубое?». Будьте разной, будьте даже неожиданной, не замыкайтесь в одной и той же роли! 

— Не бросайтесь в крайности. Еще одна характерная ошибка чересчур занятых дам: в какой-то момент «вспоминать», что не было додано родным, и преувеличенно каяться и исправляться. Начав уделять повышенное внимание повзрослевшему сыну, который с пеленок рос с нянями, рискуете «выковать» невротический характер. Постарайтесь быть последовательной. 

— Прощать себе недочеты. Увлеченным своим делом людям свойственна повышенная ответственность. Если постоянно «гореть» на работе, панически боясь кого-то подвести, переживать за каждый шаг, принимать близко к сердцу каждую мелочь и при этом гордо держать свои переживания при себе, имеете шанс увеличить статистику из разряда «продолжительность жизни больших начальников снижается до…» А ведь вы у себя — одна!

Три маленьких совета крупным специалистам

1. Не пренебрегайте помощью. В том, что руководитель может не успевать что-либо сделать, нет ничего зазорного. На то он и руководитель, чтобы организовывать работу так, как считает целесообразным. И на то он хороший психолог и приятный человек, чтобы уметь дружески договариваться с окружающими.

2. Не стыдитесь каких-либо неумений. Если вас начинают грызть жестокие комплексы, скажем, при виде офис-менеджера, угощающей весь коллектив потрясающими пирожками («А мне даже бутерброды домработница готовит! Нет таланта!»), вспомните: у этих людей гораздо больше свободного времени. Зато у них нет таланта стратега! 

3. Не оставайтесь незамеченной. К сожалению, деловым женщинам приходится жертвовать частью семейных радостей, к примеру, сознательно укорачивая декретный отпуск. Что делать, вы не можете позволить себе надолго «выходить из игры»! Не корите себя: вы уделяете больше времени работе в том числе для того, чтобы обеспечить ребенку благополучное детство.

 

Дина Зайцева

Читайте также