Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Работодателю
  4. Методы управления персоналом

Внутренние ресурсы: не надо запутывать самих себя

1 Декабрь, 2005 24514

Если пристальнее посмотреть, что происходит в спортивном мире, можно заметить, что часто спортивная команда, которая объективно слабее своих соперников, обыгрывает их.

Почему так происходит?

Скорее всего, тренер и руководство команды сумели найти способ высвободить «дремлющую» внутреннюю энергию своих игроков. Сотрудники компании, как члены спортивной команды — чем профессиональней, чем компетентней, чем слаженней, сплоченней и «сыгранней», тем больше у них вероятность добиться наилучших результатов в своей деятельности.

Что же необходимо, чтобы иметь постоянную возможность использовать внутреннюю энергию сотрудников?

На мой взгляд, необходимо создать систему, которая будет сама по себе являться гарантией того, что компания использует в полной мере внутреннюю энергию своих сотрудников. Очевидно, что для каждой компании данная система будет своя, а в качестве ее фундамента будет выступать корпоративная идеология компании. Здесь особо хотелось бы остановиться на правильном понимании и использовании терминологии.

Дело в том, что в последнее время все чаще можно услышать или прочитать рассуждения о корпоративной культуре, духе, идеологии, философии и т.п.

Читая и слушая эти рассуждения, невольно задаешься вопросом: «О чем речь?» Хотя авторы и используют разные термины, складывается впечатление, что речь идет об одном и том же: о том, что существует НЕЧТО корпоративное, скорее всего — атмосфера или социальный климат в организации, а также материальные и духовные ценности, которые созданы и  создаются сотрудниками в процессе их трудовой деятельности, способы принятия решений и т.п.

Данная ситуация заставляет разобраться и договориться о  терминах. С этой целью предлагаю обратиться, если так можно сказать, к независимым источникам, например таким, как толковый словарь, философский словарь. Нижеприведенные определения взяты дословно и относятся к обществу; для нашего же случая их необходимо интерпретировать и рассматривать с точки зрения компании, понимая общество как общество данной компании. Итак:

Культура — Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

Соответственно, для компании данное определение можно интерпретировать следующим образом:  

Корпоративная культура — Совокупность материальных и  духовных ценностей, созданных и создаваемых сотрудниками данной компании в процессе своей трудовой деятельности и  характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии данной компании.

Идеология — Система взглядов и идей: политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских. Идеология — часть надстройки и в качестве таковой отражает, в конечном счете,  экономические отношения. Идеология может быть истинным или ложным отражением действительности, научной или ненаучной.

Соответственно:

Корпоративная идеология — Система взглядов и идей, свойственных данной компании. Идеология — часть надстройки и в качестве таковой отражает, в конечном счете, те цели, которые ставит перед собой компания.

Дух — В широком смысле слова понятие, которое тождественно невещественному началу, в узком смысле слова однозначно с понятием «мышление».

Соответственно:

Корпоративный дух — В широком смысле слова понятие, которое тождественно невещественному началу данной компании, в узком смысле слова  соответствует идеальным стремлениям данной компании.

Философия — Наука о всеобъемлющих закономерностях, которым подчинены как бытие (то есть природа и общество), так и мышление человека, процесс познания. Философия является одной из форм общественного сознания.

Соответственно:

Корпоративная философия — Знание, представления о  закономерностях, которым подчинены как бытие, так и  мышление сотрудника данной компании. Корпоративная философия является важным элементом сознания сотрудников данной компании и определяется, в конечном счете, экономическими задачами компании.

Внимательно прочитав и разобравшись в определениях, можно сделать следующие предложения:

  • такие понятия, как культура, идеология, дух, философия, имеют конкретные значения;
  • корпоративная культура есть следствие существующей корпоративной идеологии;
  • корпоративная идеология формируется в зависимости от целей (в широком смысле слова), которые ставит перед собой компания;
  • чтобы изменить корпоративную культуру, необходимо изменить корпоративную идеологию;
  • идеология компании является ее жизненной силой, обладающей потенциалом развития и мощным ресурсом в конкурентной борьбе.

Прежде чем приступить к формированию или, вернее сказать, к изменению корпоративной идеологии, а на ее основе и  корпоративной культуры, необходимо добиться полного понимания первыми лицами компании, зачем, с какой целью, каким образом и с использованием каких ресурсов будем приступать к  данной деятельности. Такое понимание необходимо формализовать на бумаге и только после этого двигаться дальше. Затем необходимо также на бумаге формализовать результаты, которые мы хотим получить в итоге данной деятельности. И, наконец, в заключение подготовить и утвердить программу по формированию идеологии и корпоративной культуры.

Сделать эти три шага не всегда приятно и просто. И здесь многое зависит от искренности и силы желания руководителей получить для компании дополнительные конкурентные преимущества. Не имеет смысла развивать кипучую деятельность в этом направлении до тех пор, пока первые лица компании сами не прониклись идеей формирования необходимой идеологии и корпоративной культуры. Здесь очень важна роль директора по персоналу: кто, как не он, может и должен объяснить, рассказать, в конце концов, сформировать у руководителей компании потребность в создании системы, которая позволит использовать внутреннюю энергию сотрудников.

Сергей Студенцов,
директор по персоналу ЗАО «ВЕРОФАРМ» (Москва)

Источник: Персонал Микс

Читайте также
  • Новое в Службе занятости населения20 Январь, 201719 января текущего года Госслужба занятости населения Украины дала жизнь новому проекту, запустив отдельный ресурс, позволяющий соискателям формирование электронной очереди в ожидании помощи в трудоустройстве
  • Рынок труда 2016: краткий итог19 Январь, 2017Аналитики уверены, что «дно пройдено», даже не смотря на показатели декабря уходящего года, зафиксировавшие резко падение прироста количества вакансий с +20% октября, до -1% в январе.
  • Особенности поиска работы иностранных сайтов18 Январь, 2017Поиск работы в интернете – классический вариант подбора места для трудоустройства соискателям и коллектива сотрудников для работодателей. Современные рекрутинговые сайты представляют собой широкую информационную базу данных, которая является постоянно расширяющейся и свободно доступной для любого пользователя. С каждым годом такие порталы и сайты становятся все эффективнее и умнее, а главное направленные на решение основных вопросов рекрутинга.
  • Лучшая работа - в Швейцарии.18 Январь, 2017На первом месте среди стран, в которых лучше всего зарабатывать эмигрантам, в том числе и трудовым мигрантам, на день сегодняшний, находится Швейцария
  • Гройсман заверил в жестком контроле над соблюдением выплат "по-новому"17 Январь, 2017Премьер-министр Украины Гройсман, в очередной раз акцентирует внимание на необходимость контроля над соблюдением выплат заработной платы