Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Новости Украины и мира
  4. Статьи

Ответите по полной

29 Сентябрь, 2008 316

Некоторые вузовские преподаватели к шпаргалкам относятся довольно благосклонно. Мол, если студент не поленился переписать мелким почерком хотя бы несколько пройденных тем, значит, изучаемый материал запомнил и заслуживает твердую «тройку». Однако рукописные «подглядывательные приспособления» у современной молодежи уже не в почете, ведь на их изготовление нужно тратить время и силы. Пользоваться чужими рукотворными шпорами тоже неудобно: попробуй-ка без лишних промедлений разобрать незнакомый почерк! Последнее веяние студенческой моды — ксерить отдельные странички из книг и конспектов, а то и вовсе покупать готовые шпаргалки (их легко можно найти в магазинах канцтоваров или киосках). Разумеется, преподаватели подобную практику не одобряют и, найдя у нерадивого учащегося посторонние предметы, без колебаний лепят неуды. Студенты, в свою очередь, негодуют: все «старания» насмарку! Впрочем, достичь консенсуса в столь противоречивом деле как подготовка к семинарским занятиям не так и сложно. Во-первых, если и делать шпаргалки, то только «правильные» (то есть рукописные). Во-вторых, не помешает перечитать конспекты (если они есть, разумеется) и поработать с тематической литературой. А чтобы это трудоемкое занятие принесло плоды в виде положительных оценок, стоит воспользоваться нашими полезными рекомендациями.

1 РАЗВИВАЙТЕ ПАМЯТЬ
Одно дело — прочитать учебник или конспект, и совершенно другое — запомнить прочитанное. Естественно, не дословно (это же не стихи Пушкина!), а хотя бы основные тезисы и примеры, которые помогут дать правильный ответ на поставленный преподавателем вопрос. Вот тут-то и возникает проблема, ведь воскресить в памяти прочитанный накануне материал бывает очень сложно. Почему?
Причин ухудшения памяти может быть несколько:
1) возрастная (после пятидесяти лет эта функция мозга начинает медленно, но уверенно угасать);
2) мотивационная (неумение правильно ставить цели по запоминанию той или иной информации);
3) методическая (незнание приемов эффективного запоминания).
Ввиду того, что на пенсию еще вроде как не собираетесь, да и мотивация у вас, по всей видимости, есть (нужно во что бы то ни стало получить хорошую оценку!), причины стоит искать именно в неумении прочно и надолго фиксировать в памяти прочитанное или увиденное. Исправить ситуацию легко помогут нехитрые приемы.
• Удачная комбинация
Память бывает разная. Кто-то хорошо запоминает на слух (слуховая), кому-то нужно хотя бы раз прочесть текст с листа (зрительная) или написать от руки (двигательная, кинетическая). У каждого из нас превалирует какой-то один вид «мэмори», но это отнюдь не означает, что другие атрофированы, просто развиты меньше. Чтобы усвоить максимум информации, психологи рекомендуют при запоминании задействовать как можно больше видов памяти. Скажем, если записываете материал со слов лектора, не помешает потихоньку проговаривать фразы (и не мысленно, а еле заметно шевеля губами). Впрочем, возможны и другие варианты. Например, сложный процесс изучения поэзии попробуйте соединить с… физическими упражнениями. Откройте книгу на нужной странице, положите ее перед собой на пол и отжимайтесь, то есть учитесь на здоровье!
• Все идет по плану
Прежде всего информацию нужно структурировать: выделить основные тезисы, подкрепить примерами и т. п. Конечно, это лучше сделать письменно, составив хотя бы краткий схематический конспект каждой рассматриваемой темы. Так что, если материал был задан для самостоятельного изучения, не поленитесь проработать его письменно. Благодаря столь эффективному приему и информацию запомните, и «правильные» шпаргалки сделаете (так, на всякий случай).
• Кто за мною повторяет…
Принцип «повторение — мать учения», которого строго придерживалась ваша школьная учительница, в вузе нисколько не утратил актуальности. Наоборот, даже прибавил «в весе» и расширил сферу применения. Психологи рекомендуют повторять пройденный на лекциях материал, не просто перечитывая конспекты и учебники, а продумывая картинки-образы, которые ярко иллюстрируют сказанное вслух, написанное или напечатанное на бумаге. Читаете параграф о спаде экономики? Мысленно нарисуйте ниспадающий график с теми или иными пометками. Пытаетесь запомнить историческую дату? Представьте, что несколько раз набираете эту цифру на диске или клавиатуре телефона.
• Игра в ассоциации
Привязывать отдельные слова, даты, фразы и параграфы можно не только к картинкам, но и звукам, запахам, эмоциям, ощущениям. Конечно, речь не о том, чтобы принюхиваться к страницам конспектов и учебников, которые могут пахнуть... нет, не «свежей» полиграфией, а разлитым кофе или уроненным на них пирожком. Представлять и вдыхать ароматы или же слушать мелодии нужно мысленно, гармонично связывая со смыслом прочитанного. Если речь идет о способах пересадки анютиных глазок, вспомните (или придумайте!), как пахнут эти цветы, какими на ощупь могут быть их лепестки и т. п. Безусловно вы можете возразить: «Конечно, с цветами все легко и просто! А как может пахнуть исторически значимая битва или теория вероятности?» Что ж, тут все зависит от вашей фантазии. Возможно, во время сражения «на поле танки грохотали» (а это запах топлива и скрежет железных гусениц). А теория вероятности — чем не игра в рулетку или карты, попытки математического анализа которых и стали причиной возникновения этой науки.
• Слово в слово
Казалось бы, в столь серьезном деле как заучивание стихов не до самодеятельности. Ан нет, и здесь найдется место для применения рационализаторских методов хорошего запоминания. Во-первых, учите стихотворение не по строкам, а строфам, что поможет уловить смысл поэзии (сюжетную линию или ход размышлений лирического героя). Во-вторых, читать стихотворение «с чувством, толком, расстановкой» нужно не только у доски, но и в процессе изучения. В-третьих, не помешает использовать так называемый «маршрут» (в виде первых букв каждой строки или последнего (первого) слова соседних строф). И напоследок, сделайте запись стиха на диктофон и прослушивайте в транспорте по пути на пары вместо любимых мелодий в mp3. Говорят, помогает.
• Фото на память
«Хорошо, если бы мои глаза обладали фотографическим эффектом!» — мечтают некоторые особо изобретательные студенты, совершенно не догадываясь, что наше зрение от природы обладает свойством точного копирования информации. В основе — увеличение (в 25 тысяч раз!) чувствительности глаз к свету после 10 минут кромешной темноты. Первое, на что «натыкается» взгляд, с фотографической точностью отпечатывается в памяти (правда, ненадолго). Кстати, автор одной из популярных методик скорочтения Олег Андреев утверждает, что с помощью этого приема можно читать книги со скоростью страница в секунду.

2 РАБОТАЙТЕ С ЛИТЕРАТУРОЙ
К сожалению, рассмотреть весь программный материал на лекциях, а тем более тщательно законспектировать его удается не всегда. Если преподаватель не успевает осветить какой-то из аспектов изучаемой темы, дает дополнительные вопросы для самостоятельного рассмотрения или просит подготовить реферат, значит, хочешь, не хочешь, придется посетить библиотеку или читальный зал. Однако отыскать необходимый источник информации в обширных каталогах, а потом грамотно проработать искомую информацию не так просто, как может показаться на первый взгляд. Особенно для тех студентов, которые захаживают в книгохранилища так же редко, как в наших широтах в мае выпадает снег. Чтобы время, проведенное в библиотеке, не оказалось потраченным зря, стоит придерживаться нескольких правил.
• Обходной путь
Сложную процедуру посещения библиотеки сегодня можно упростить. Некоторые крупные книгохранилища, например, Национальная библиотека Украины имени В. И. Вернадского (www.nbuv.gov.ua), имеют электронные каталоги с открытым доступом. Расширенная система поиска позволяет найти нужные источники по автору, слову из заглавия, году выпуска, тематическому разделу и т. п. Записав название искомой книги, а также индекс рубрикатора и шифр, избавите себя от утомительного поиска литературы непосредственно в библиотеке.
• Строго по записи
Учтите, взять книгу или журнал в библиотеке можно лишь при условии получения читательского билета. Столь важный идентификационный документ дают лишь тем, кто не имеет задолженности по книгам и предоставит стандартный набор документов: паспорт и студенческий билет (не забудьте и о нескольких фото размером 3х4 см). Имейте в виду, что в публичных (то есть не университетских, а городских, районных или областных) книгохранилищах сегодня принято взимать членские взносы, размер которых зависит от уровня заведения.
• Код доступа
Если искомый источник информации находится в вузовском книгохранилище, преподаватель, как правило, диктует студентам код, под которым учебник или статья числится в каталоге. За неимением заветных цифр процедура поиска усложняется. Принято различать четыре вида каталогов: алфавитные, предметные, систематические и новых поступлений. Даже зная фамилию автора и название книги, отыскать ее бывает непросто. В каталог может закрасться неточность (библиотекари ведь тоже от ошибок не застрахованы!), или какой-то нерадивый посетитель случайно переложит искомую карточку с шифром в ящичек, озаглавленный другими буквосочетаниями (скажем, вместо ШЕВ-ШКА — в ШКУ-ШТО). К тому же вы сами можете не совсем точно расслышать фамилию автора, а преподаватель неправильно ее назвать, ошибившись парой букв. Так что, запаситесь терпением и не поленитесь просмотреть несколько соседних «карточных домиков».
• Задокументированные улики
Прежде чем открыть книгу на нужной странице, четко запишите ее название, автора и библиотечный шифр. Если преподаватель засомневается, действительно ли вы проводили вечера в «читалке», а не в ночном клубе, предоставьте ему тщательно составленный список обработанной литературы. Да, сами книжки (или отдельные их главы) также лучше прочесть. А чтобы информация надолго отложилась в памяти, опять-таки конспектируйте.
Тезисный план, диаграммы, графики, цитаты и примеры — все это поможет получить хорошую оценку на семинаре. Серьезно подготовившись хотя бы к нескольким «проверочным» занятиям, вполне можете рассчитывать, что учитель оценит ваши старания и зачтет грядущий экзамен автоматом.

Мнение
Юрий Зыгуля, бывший студент:
— Сам когда-то учился в вузе и уверен, что студентов должны прежде всего к жизни готовить, а их пичкают всякими формулами и историческими датами. Когда пришел после технического университета на производство, старшие коллеги сразу сказали: «Забудь, чему тебя учили! Реальность и учебники — две абсолютно разные вещи!». Несмотря на такое вот несоответствие, и высшую математику, и историю, и философию зубрить студентам все равно приходится. Кстати, о философии. Помню, как на III курсе все одногруппники попросту «купили» экзаменационные оценки по этому предмету. Я же поставил цель, во что бы то ни стало сдать самостоятельно. Ежедневно учил конкретную тему, на утро повторял ее и шел сдавать преподавателю. После трех-четырех таких походов на кафедру философ, видимо, наконец-то оценил мои старания и поставил оценку за экзамен автоматом. А мораль сей истории такова: учитесь «выжимать» максимум из сложившейся ситуации, даже если обстоятельства складываются не в вашу пользу.
 
Как запомнить формулу
1. Разбираемся в значении.
2. Представляем название формулы в виде образа.
3. Переводим в образ каждый элемент формулы.
4. Запоминаем последовательность названия и элементов.
Рассмотрим на примере уравнения Менделеева – Клапейрона pV=mRT/M, где р — давление, V — объем, m — масса, М — молярная масса, T — абсолютная температура, R— универсальная газовая постоянная. Сначала запоминаем название: «Менделеев кляп запихнул в рот нервному человеку. Он так надавил (р) на кляп, что верхний золотой зуб большого объема (V) у нервного человека упал на рельсы (=). Массивная (m) женщина истошно завопила, схватила зуб, расталкивая зевак, и побежала в университет (R). Она так быстро бежала, что вспотела (Т) и скинула (знак деления) с себя шубу, порченную молью (М)». Осталось только записать формулу, вспомнить ее название и каждый элемент.
(По книге Е. Васильевой «Суперпамять, или Как запомнить, чтобы вспомнить?»).

Юлия ДАНКОВА

Читайте также
  • Тестовое задание: «развод» наивных или «бракосочетание» с вакансией? 8 Декабрь, 2016Стоит понять кому, кто и для чего предлагает выполнение тестовых заданий и чего следует опасаться кандидатам на самом деле.
  • Реформа оплаты труда 2017 7 Декабрь, 2016На днях на заседании Верховной рады был принят законопроект №5130 об оплате труда. Как известно, Верховная Рада давно обещала значительные изменения для украинцев в вопросах оплаты труда, внесение единого социального налога, пенсионного обеспечения, социальной политики и прочего. Первым значительным решением стало повышение уровня минимальной заработной платы до 3200 гривен, которое вступит в силу автоматически с 01.01.2017. Принятая 6 декабря реформа оплаты труда также вступает в действие с 1 января нового года, а также внесет конкретные изменения в Кодекс законов о труде.
  • «Мусорщик», «киллер» и другие «особенности» интернет поиска работы. 7 Декабрь, 2016Помня, о неплохих заработках в студенческие годы, которые давала нам: студентам –биологам, подработка (да простит меня Небо) на дежурствах в провинциальном морге и на покраске высоченных труб местной мануфактуры, я начал иступлено бомбить интернет запросами типа «ищу грязную работу» или «возьмусь за высокооплачиваемую рискованную работу».
  • Тот самый фриланс: романтика и ужасы свободного полета 6 Декабрь, 2016Возможности современного мира, все чаще позволяют человеку делать вещи, еще в недалеком прошлом неприемлемые. Как, например, работать фрилансером.
  • Причины смены рабочего место специалистами IT 5 Декабрь, 2016Результаты последних опросов IT-специалистов показали, что, в основном, работники довольны своей работой и родом занятий. Тем не менее, многие специалисты IT-сферы серьезно задумываются о смене рабочего места в 2017 году.