Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Новости Украины и мира
  4. Статьи

Как дети в школу

15 Сентябрь, 2008 304

…Когда буквально на второй день вузовской учебы угрюмый преподаватель химии монотонным голосом задал на дом прочитать несколько параграфов из «Неорганической химии», Ольга сделала небольшую пометку в блокноте, о которой тотчас же забыла. Мол, зачем загружать голову ненужной информацией, если спрашивать будут только на зачете?! Впрочем, о записанном пришлось вспомнить на следующий же день, стоя у аудиторной доски и пытаясь ответить хотя бы на один вопрос по «пройденному материалу». «Вы что, не выполнили домашнее задание? — возмущенным тоном поинтересовался учитель. — Ну, тогда получайте первую двойку!» Шок от происходящего был настолько велик, что девушка не могла прийти в себя до конца учебного дня. Ей, вчерашней «круглой» отличнице, влепили «неуд»! К сожалению, на этом неприятности не закончились. Хотя теперь Ольга старательно выполняла каждое домашнее задание и щелкала как семечки задачки на вычисление молярной массы, реабилитироваться в глазах преподавателя так и не удалось. «Так, у кого на этот раз списали? — хмуро вопрошал химик, держа в руках ее очередную контрольную работу, выполненную на твердую «четверку». — Придется пересдавать, двоечница вы моя!» Репутация нерадивой студентки оказалась клейкой, как репейник: избавиться от нее не получилось даже на выпускном курсе. В итоге, школьная «пятерка» по химии превратилась в вузовскую «тройку»…

Проблемы с учебой у вчерашних абитуриентов — к сожалению, не редкость. Любой первокурсник — тот же школьник, который пришел «первый раз в первый класс». Он не знаком с преподавателями, не знает, как вести себя на парах, и не имеет ни малейшего понятия, кто такой декан и чем он занимается! Как же побыстрее влиться в ряды студенчества, безболезненно пройти этап так называемой адаптации и успешно справиться с навалившимися трудностями? Ответ охотно подскажут психологи, преподаватели и, конечно же, вчерашние студенты.

Учебная тревога

Казалось бы, учиться в высшем учебном заведении на порядок проще, чем в общеобразовательной школе. Во-первых, студентов в академической группе зачастую больше, чем в школьном классе, и преподаватель попросту не имеет возможности держать каждого из них в поле зрения. Тем более если речь идет о «начитке» лекций для разных потоков в огромной аудитории, где, забравшись на галерку, можно и вздремнуть часок-другой. Во-вторых, далеко не каждый лектор утруждается отмечать отсутствующих, так что его занятия просто грех не пропустить. Ну чем не мечта каждого школьника?!

В чем сложности? 

L Даже если преподаватель не уделяет внимание организационным моментам и не делает соответствующие пометки в журнале, это отнюдь не означает, что он не замечает, кто из студентов исправно посещает пары. Будьте уверены, на зачете или экзамене прогулы обязательно всплывут на поверхность, а вам придется отвечать не только по вытянутому билету, но и пропущенным темам.

L Одна из основных проблем отечественных вузов — отсутствие или недостаточное количество современных учебников и методичек. Если необходимая литература и есть в библиотеке или читальных залах, то на всех студентов ее вряд ли хватит. Так что, пропустив хоть одну лекцию, автоматически лишаетесь важного источника информации — конспекта. Конечно, его можно и переписать, но где гарантия, что смысл материала, законспектированного товарищем со слов лектора, был понят правильно?

L Вузовские занятия отличаются от школьных не только уровнем даваемых знаний, но и форматом проведения. Школьный 45-минутный урок с традиционной проверкой домашнего задания, закреплением ранее пройденного и изучением нового материала в институте-университете заменяют лекции и семинары. Но это отнюдь не означает, что непосредственно перед «начиткой» преподаватель не может провести опрос по содержанию предыдущего занятия.

Как быть?

J Каким бы сильным ни был соблазн прогулять, старайтесь не пропускать даже самые скучные лекции. Причем по возможности садитесь не на «галерку», где вас будут отвлекать «потусторонними» разговорами, а занимайте первые ряды. Так будете прекрасно слышать каждое слово преподавателя, значит, сделаете хороший конспект. К тому же лектор запомнит вас как прилежного студента, который посещает все занятия. На экзамене это обязательно зачтется.

J Не подготовились к семинарскому занятию? Заранее подойдите к преподавателю и предупредите, что не готовы отвечать и сдадите тему (или раздел) в индивидуальном порядке. И ни в коем случае не пропускайте пару! Лучше внимательно послушайте, как будут отвечать ваши одногруппники, обратите внимание на замечания наставника. Эта информация существенно поможет при подготовке к следующему семинару.

J На занятии разгорелась дискуссия по рассматриваемой теме? Не тушуйтесь и смело поднимайте руку, даже если стопроцентно не уверенны в правильности ответа. Таким образом зарекомендуете себя в глазах преподавателя активным и прилежным студентом. К тому же, заработав несколько позитивных оценок, можете и вовсе рассчитывать на «автомат» (итоговую оценку за экзамен или зачет на основе текущих учебных достижений).

Первобытный строй

В отличие от школьников, студенты получают полную свободу действий. В вузе нет ни обязательной формы одежды, ни жесткого контроля со стороны преподавателей и классного руководителя. Иногородние же ребята могут наслаждаться независимостью не только в стенах вуза, но и за его пределами. Ведь теперь они живут не с родителями, а самостоятельно, и не обязаны отчитываться за каждый шаг. Кстати, вузовские учителя, в отличие от школьных, обращаются к учащимся исключительно на «вы», что служит еще одним подтверждением «взрослости».

В чем сложности? 

L У столь желанной свободы есть и обратная, не очень приятная сторона, прочувствовать которую в полной мере имеют возможность иногородние студенты. Ведь если дома многие вопросы за них решали родители, в чужом городе это приходится делать самостоятельно. Теперь рядом нет мамы-папы, которые накормят обедом, постирают одежду, пришьют оторвавшую пуговицу… Ко всему прочему добавляются и коммунальные проблемы. Приехав заселяться в общежитие, первокурсники обнаруживают, что жить им придется в маленькой комнатушке с ободранными обоями, дырами в полу и разбитыми окнами.

L По вечерам общага становится похожа на настоящий дом советов. Кто-то громко включает музыку, кто-то обсуждает последние события личной жизни, а кто-то и вовсе устраивает мини-вечеринку. В общем, делать домашние задания, а тем более готовиться к экзаменам практически невозможно!

L Конечно, можно поселиться не в общежитии, а снять квартиру или комнату (если, конечно, позволяют средства). Там и спокойней, да и намного комфортней, чем в студенческом городке. Казалось бы, живи да учись! Однако тут возникает другая, не менее серьезная, чем бытовые трудности, проблема — психологическая. В отличие от вчерашних школьников, познающих прелести студенческой жизни в общежитии, первокурсникам-квартиросъемщикам намного сложнее влиться в коллектив одногруппников и адаптироваться к новым условиям.

Как быть?

J Если снимаете квартиру и не имеете возможности тесно общаться с другими студентами во внеурочное время, постарайтесь завести тесные знакомства во время учебы. Нет, не прямо на парах, а в перерывах между занятиями. Прежде всего, разузнайте, кто из одногруппников родом из ваших мест и постарайтесь подружиться. Как минимум, одна общая тема для разговора уже есть. Хорошо бы найти соседей и среди старшекурсников. Кто, как не они, расскажет обо всех тонкостях университетской жизни, «пунктиках» преподавателей, да еще и подсобит с конспектами. А вот на безвозмездное получение «бывших в употреблении» шпаргалок вряд ли стоит рассчитывать. С ними старшие «коллеги», как с наибольшей ценностью, расстаются неохотно. И только за отдельную плату. Такие вот рыночные отношения.

J Жизнь в общежитии не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Как правило, однокурсников селят в одном здании, а это значит, что готовиться к контрольным и экзаменам сможете коллективно. Достаточно распределить между собой билеты и задания, а вечером собраться вместе и устроить пересказ, анализ и обсуждение изученного. Чем не мозговой штурм?!

J Студенческие годы — пусть не самый беззаботный, но уж точно наиболее веселый и незабываемый период вашей жизни. Тот, кто хоть раз вызывал «шару» перед экзаменом, высовываясь с зачеткой в окно общаги, не забудет этого никогда! Стоит ли лишний раз печалиться, что друзья детства и родители остались где-то далеко и не могут поддержать в трудную минуту? Несмотря на вынужденную разлуку, они помнят и любят вас. Психологи советуют постараться извлечь выгоду из этого, на первый взгляд, незавидного положения. Уделяйте максимум сил и внимания учебе, ведь именно от этого зависит будущая карьера и благосостояние. И обязательно заводите новых друзей и хороших товарищей. Именно они станут надежной поддержкой и опорой на многие годы!

Мнение

Анатолий Ткач, преподаватель вуза:

— Помните старый анекдот о том, как нерадивый студент, прогулявший все до единой лекции, явился на экзамен, утверждая, что лектор попросту не видел его за колонной? К сожалению, в каждой шутке есть доля правды, и эта — не исключение. Очень неприятно, когда такие вот прогульщики пытаются обмануть преподавателя, наврать с три короба. Мой совет: не были на парах — лучше сознайтесь честно!

Мнение

Татьяна Селюх, бывшая студентка:

— Первые студенческие дни… В глазах испуг от ожидания чего-то нового и непредсказуемого. Преподаватели в один голос твердят, что вы уже не просто школьники, а студенты, поэтому к учебе нужно подходить ответственно и заниматься с первых же дней. И, знаете, они, действительно, правы. С самого начала нужно произвести позитивное впечатление, не побояться выделиться в глазах учителей (в хорошем смысле!), зарекомендовать себя активным и сформировать имидж прилежного студента. В дальнейшем зачетка будет работать на вас, а преподаватели — идти на поблажки. Но назвать себя настоящим студентом сможете только после первой сессии. Когда просидите ночи над учебниками, почувствуете боль в пальцах от сотен написанных шпаргалок, а потом с дрожью в руках вытащите счастливый билет и получите положительную оценку. Помните, если возникнут трудности, всегда можно обратиться к старшекурсникам, которые помогут не только советом, но и конспектами. Однако все равно не забывайте: рассчитывать стоит только на собственные силы и знания. Только тогда гарантирован успех и «автомат» на экзамене! 

В словарь первокурснику

Академическая задолженность — отсутствие аттестации (то есть положительной итоговой оценки) по предмету.

Академический отпуск — прерывания учебы на год или несколько по уважительным причинам.

Аспирант — тот, кто готовится к преподавательской, научной работе или защите диссертации на получение ученой степени кандидата наук.

Ассистент — преподаватель вуза, не имеющий ученой степени.

Декан — руководитель факультета, в полномочия которого входит решение организационных вопросов.

Зачет — промежуточная аттестация навыков и знаний, часто его успешная сдача является допуском к экзаменам.

Кафедра — основная структурная единица вуза, организующая учебную, научно-методическую и научную работу по профильному направлению.

Коллоквиум — промежуточный контроль знаний, который проводится в форме беседы преподавателя со студентами.

Консультация — внеурочные занятия перед экзаменом, на которых студент имеет возможность задать дополнительные вопросы преподавателю.

Куратор — сотрудник вуза, который контролирует тот или иной спектр студенческой жизни (учебу, отдых, быт и т. п.).

Курсовой проект — итоговая письменная работа по теме, утвержденной кафедрой вуза.

Лекция — теоретическое изложение материала по рассматриваемой теме.

Практика — внеаудиторная работа студента по оттачиванию умений и навыков.

Проректор — заместитель ректора по конкретному направлению деятельности вуза (учебной, воспитательной, хозяйственной работе).

Ректор — руководитель вуза.

Семинар — текущий контроль знаний, умений и навыков студентов.

Сессия — период проведения итогового контроля знаний студентов по всем изучаемым предметам.

Установочная сессия — «начитка» обзорных лекций по различным предметам студентам-заочникам.

Факультет — структурная единица вуза, объединяющая несколько кафедр смежного профиля.  

 

Юлия ДАНКОВА

Читайте также
  • "Обычная необычность" нестандартных вакансий 9 Декабрь, 2016Совсем еще недавно, интернет гремел от предложенной китайцами вакансии на должность «обнимателя панд», однако, и отечественные работодатели радуют своим креативом в изобретении оригинальных должностей.
  • Тестовое задание: «развод» наивных или «бракосочетание» с вакансией? 8 Декабрь, 2016Стоит понять кому, кто и для чего предлагает выполнение тестовых заданий и чего следует опасаться кандидатам на самом деле.
  • Реформа оплаты труда 2017 7 Декабрь, 2016На днях на заседании Верховной рады был принят законопроект №5130 об оплате труда. Как известно, Верховная Рада давно обещала значительные изменения для украинцев в вопросах оплаты труда, внесение единого социального налога, пенсионного обеспечения, социальной политики и прочего. Первым значительным решением стало повышение уровня минимальной заработной платы до 3200 гривен, которое вступит в силу автоматически с 01.01.2017. Принятая 6 декабря реформа оплаты труда также вступает в действие с 1 января нового года, а также внесет конкретные изменения в Кодекс законов о труде.
  • «Мусорщик», «киллер» и другие «особенности» интернет поиска работы. 7 Декабрь, 2016Помня, о неплохих заработках в студенческие годы, которые давала нам: студентам –биологам, подработка (да простит меня Небо) на дежурствах в провинциальном морге и на покраске высоченных труб местной мануфактуры, я начал иступлено бомбить интернет запросами типа «ищу грязную работу» или «возьмусь за высокооплачиваемую рискованную работу».
  • Тот самый фриланс: романтика и ужасы свободного полета 6 Декабрь, 2016Возможности современного мира, все чаще позволяют человеку делать вещи, еще в недалеком прошлом неприемлемые. Как, например, работать фрилансером.