Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Моя профессия
  4. Супервайзер

Профессии. Промоутер, мерчендайзер и супервайзер

21 Май, 2008 1882

Начать нужно с того, что такое BTL . Авторство термина BTL принадлежит одному из руководителей компании Procter&Gamble, который утверждал маркетинговый бюджет на будущий год. В смету расходов были включены все традиционные средства продвижения - реклама в прессе, на телевидении и т. д. Маркетологи подвели черту под окончательной суммой, но тут вспомнили, что не учли затраты на раздачу бесплатных образцов и прочие акции по продвижению товара. Пришлось вписывать эти цифры ниже, то есть, под чертой. С тех пор традиционную прямую рекламу называют ATL - above the line ("над чертой"), а все остальные методы стимулирования сбыта - BTL - below the line ("под чертой"). Стимулированием сбыта с помощью этих самых "остальных" методов и занимаются промоутеры, мерчендайзеры и супервайзеры.

Промоутер

Промоутер - это специальность низшей ступени в цепочке занятых в BTL-маркетинге. Но это не значит, что его работа не является важной и нужной. Именно от грамотных действий промоутеров во многом зависит успех любой программы продвижения.

Вот основные виды работы, на которые привлекают промоутеров:

  • Раздача листовок, рекламных материалов.
  • Дегустация продукции.
  • Выдача подарков за покупку.
  • Консультирование покупателей по поводу конкретного товара и т.д.

Промоутеры чаще всего работают в специализированных агентствах, на условиях сдельной оплаты. Или самостоятельно - на несколько разных компаний. Чаще всего промоутерами подрабатывают студенты. Это слишком нестабильный и неравномерный заработок, чтобы сделать его своим основным источником дохода. Компании редко держат в своем штате промоутеров, так как они не требуются постоянно. Необходимость в их услугах возникает в рамках какой-либо акции на определенное время. Поэтому предприятиям выгоднее обращаться в агентства или нанимать людей на временную работу.

Конечно, любому промоутеру необходимы коммуникативные навыки. Ему необходимо грамотно отвечать на вопросы и деликатно выходить из конфликтных ситуаций, если таковые возникают. Не помешают и организаторские способности: необходимо так организовать себя и свою команду, чтобы не возникало заминок и задержек. Быстрая реакция и мобильность, ответственность, хорошая память и умение работать в команде - также то, без чего не обходится ни один хороший промоутер.

Перед началом работы компании проводят специальные тренинги, на которых промоутеры получают необходимые сведения о продвигаемом товаре (услуге), его характеристиках, преимуществах, целевой аудитории, конкурентах и т.п. А в серьезных агентствах для промоутеров организуют специализированные тренинги по теории стимулирования продаж, преодолению возражений, развитию актерских навыков.

Требования к кандидатам в промоутеры весьма демократичны: возраст - от 18 (реже от 16) до 30 лет, в основном - необязательно наличия высшего образования. Условия работы чаще всего таковы: свободный график, 3-4 часа работы в день.

Мерчендайзер

Мерчендайзинг (от английского merchandise - товары) дословно переводится как "искусство торговать". Фактически это целый комплекс мероприятий, которые проводятся в торговом зале с целью увеличения продаж и активного продвижения того или иного продукта. Соответственно, мерчендайзер - это специалист по продвижению товара в торговых точках розничной торговли.

Эта профессия появилась в 30-е годы ХХ века в США. Американская маркетинговая ассоциация определяет мерчендайзинг как "планирование продвижения правильного товара в правильном количестве в правильное время в правильном месте по правильной цене". Другими словами, для того чтобы покупатель воспринимал предлагаемый товар как "правильный", а значит, нужный, и существует система мерчендайзинга.

На практике деятельность мерчендайзера включает в себя четыре основных направления.

Первое - это выкладка товара в торговой точке.

Второе - обеспечение торговых точек, где представлен товар, фирменными рекламоносителями, листовками, специальными плакатами, декоративными элементами с логотипом компании и т.д.

Третье - это торговое оборудование. Многие компании предлагают магазинам собственные фирменные полочки, стеллажи, полки.

Четвертое - работа с продавцами. Задача мерчендайзера состоит в том, чтобы продавец выгодно представлял именно его товар.

В обязанности мерчандайзера входит также контроль наличия товаров на складе, а иногда и отслеживание цен конкурентов.

Требования к кандидатам на место мерчандайзера тоже демократичны, но их все-таки больше, чем к промоутеру. Возраст, как правило, - от 20 лет. Желательно наличие высшего образования и знание основ мерчандайзинга. Во многих компаниях обязательным требованием к кандидату является наличие водительских прав и личного автомобиля. В последнее время предпочтение чаще отдают кандидатам-мужчинам - ведь им проще доставлять и разгружать товары и промоматериалы. Хороший мерчендайзер должен обладать эстетическим чувством, азартом и смелостью в принятии решений.

В зависимости от того, каково место этой позиции в структуре компании, заработок мерчендайзера колеблется от $500 до $1000. Иногда предусматриваются также выплаты процентов от продаж.

Работа промоутером и мерчендайзером - это старт карьеры в области продаж. Эти специальности не относится к специальностям на всю жизнь. Обычно, поработав некоторое время, люди продвигаются дальше: в супервайзеры, сотрудники отдела маркетинга или менеджеры по продажам.

Супервайзер

Супервайзер в переводе с английского означает "наблюдатель" (supervise - наблюдать, контролировать). Супервайзер в BTL-маркетинге - это человек, который руководит группой промоутеров и мерчандайзеров. Как правило, супервайзером становится человек, уже работавший промоутером или мерчандайзером, знающий специфику работы "изнутри".

Это комплексная профессия: в ней сочетаются пспециальности учителя, тренера, продавца, аналитика, экономиста и многих других. Поэтому к кандидатам на эту должность обычно предъявляются достаточно высокие требования требования: возраст - от 23-25 лет, высшее образование, опыт работы от 1 года, в большинстве случаев - наличие автомобиля. Для супервайзера очень важны лидерские качества и умение грамотно организовать работу группы. Следовательно, человек, работающий на этой стезе, должен обладать высоким профессионализмом в подборе кадров и хорошей интуицией. Ведь формирование команды - это главный момент, без этого не добиться основной цели - увеличения продаж.

Идеальным считается кандидат, обладающий также навыками планирования и системным мышлением - умением видеть ситуацию в целом и прогнозировать ее развитие. Нужно отлично знать структуру и технику продаж, уметь вести переговоры, знать специфику рынка и основы мерчандайзинга. Ему должны быть присущи такие личные качества, как коммуникабельность, наблюдательность, стрессоустойчивость, требовательность, способность работать в напряженном режиме.

Доход супервайзера складывается, как правило, из фиксированного оклада и процентов от продаж его группы. По статистике HeadHunter, общая сумма дохода супервайзера в Москве обычно колеблется от $1000 до $2000, в регионах - в среднем составляет $800. Многие работодатели предоставляют своим сотрудникам в пользование служебный сотовый телефон или берут на себя определенную часть затрат при пользовании личным аппаратом, также выдаются компенсации за использование в работе своего личного автомобиля или оплачивается проездной на общественный транспорт.

А в заключение хочется отметить, что специализированно на промоутеров, мерчандайзеров и супервайзеров в России пока не учат. Не смотря на их огромную востребованность. Обычно агентства, рекламно-маркетинговые компании или компании-дилеры товаров сами проводят специальные тренинги для новых сотрудников, обучают их основам профессии, ориентируясь на западный опыт.

Читайте также
  • Наперегонки с инфляцией: спринт, марафон или спортивная ходьба 2 Декабрь, 2016Хочется верить в лучшее. Наши «тренеры» понемногу переходят от «спортивной ходьбы» к изнурительному «марафону», обещая индексацию и в следующем году. Причем, грядущая индексация, просто пугает своими цифрами.
  • В обход стереотипов: секрет вашего успеха на собеседовании 1 Декабрь, 2016Если вы столкнулись с проблемой в уверенности благоприятного исхода вашего предстоящего собеседования, прочтите это до конца и… получите свою работу!
  • Работа на Новый год30 Ноябрь, 2016

    Начало декабря – отличное время, чтобы задуматься о новогодних и рождественских праздниках, а также о своей занятости на этот период времени. Некоторым специалистам к этому времени не удалось трудоустроится, но это вовсе не значит, что они в безвыходном положении. Для многих соискателей работа на Новый год – это возможность получить хорошую прибыль и заработок. Именно поэтому они оставляют на рождественский период большие надежды.


  • Отредактируйте свое резюме прямо сейчас!28 Ноябрь, 2016Очень часто соискатели сталкиваются с проблемой застоя в поиске трудоустройства. Это может происходить по разным на то причинам и одной из самых разрешимых является некачественно составленное резюме. Как известно, резюме обеспечивает первое знакомство соискателя с работодателем, именно поэтому оно должно быть безупречным и грамотным. Многие HR-менеджеры настоятельно рекомендуют всем соискателям перед рассылкой резюме вычитывать документ, а давно ищущим работу срочно отредактировать его.