Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Работодателю
  4. Методы управления персоналом

Корпоратив: как превратить "три П" в эффективный праздник

14 Март, 2008 972

Михаил Задорнов рассказывал, как официант в зарубежном ресторане поинтересовался у него, что за Новый год отмечают русские туристы 13 января. Сатирик сокрушался: нельзя объяснить западному человеку, как можно отмечать один и тот же праздник с разницей в две недели. Но, когда иностранцы попадают на нашу территорию, они охотно перенимают непонятный русский обычай. "А мне нравится, что в России можно отмечать два Новых года и два Рождества", - говорит Майкл Гибсон, креативный директор Grey Moscow.

Причем иностранцы не только включаются в "систему" наших праздников, но и привносят свои. Например, "ИКЕА ежегодно выделяет средства для корпоративных мероприятий, чтобы сплотить сотрудников, повысить их мотивацию, а заодно познакомить с очень красивыми шведскими традициями, - рассказывает Сюзанна Кайяли, PR-менеджер розничной сети ИКЕА в России и СНГ. - Мы стремимся делать акцент на шведских корнях ИКЕА и отмечаем традиционные шведские праздники, например, праздник середины лета или день святой Люсии".

Трудно что-либо сказать о прикладном значении дня святой Люсии, но некоторые международные даты вполне можно отметить с пользой для дела. Начнем с ближайших. Например, 1 апреля, в день рождения доллара, можно не кидаться к коллегам с криком "А у вас спина белая!", а поздравить партнерские банки и бухгалтеров своих контрагентов. 30 апреля - в день секретаря - поздравить личных помощников нужных вам влиятельных людей. Ну а 2 апреля, в день цирка, с небольшой натяжкой можно поздравить всех знакомых российских бизнесменов, а заодно политиков и управленцев.

В наиболее предприимчивых компаниях уже отказываются от банальных банкетов по поводу корпоративных юбилеев и совмещают эти даты с промо-акциями. Тут многое зависит от фантазий служб HR, PR и маркетинга, которые вполне могут привязать дату первой налоговой проверки, из-за которой пришлось узаконить бизнес, и традиционную схему "три П" (презентация-пресс-конференция- пьянка" ко дню Ивана Купалы, строителя или той же святой Люсии. И тогда праздник оправдан, а расходы компенсируются ростом продаж или рекламной активностью.

Так, например, поступают в корпорации Efes, чьи пивные заводы расположены в Казахстане, Молдавии, Сербии, Турции, Узбекистане и России. Каждый филиал отмечает не "общие", а "местные" праздники. "Местные корпоративные праздники являются одной из неизменных традиций компании Efes, - говорит Андрей Малафеев, представитель пресс-службы Efes в России. - И позволяют привлечь и повысить лояльность наших партнеров и клиентов".

Стратегию "открытых" праздников использует и The Coca-Cola Export Corporation. По словам ее пресс-секретаря Владимира Кравцова, в привязке к некоторым праздникам корпорация отправляет колу на всевозможные благотворительные мероприятия.

Но сила привычки еще велика - и во многих компаниях всевозможные даты превращаются в банальные посиделки с неизменным возлиянием и иногда с ущербом для бюджета, здоровья и атмосферы в команде. А вот без этого можно обойтись.

Грязные танцы для чистого офиса

Психологи советуют отдыхать по принципу резкой смены деятельности и обстановки. Для офисных сотрудников банальные банкеты в помещении - продолжение переговоров и совещаний. Это отлично понимают в "дочках" западных компаний.

Екатерина Крымова, директор по маркетингу Fujitsu Siemens Computers, считает, что именно поэтому в российском представительстве компании корпоративы проводят вне замкнутых пространств - например, устраивают соревнования на пленэре и при этом выбирают всякий раз новый маршрут. Виталий Сорокин, ныне гендиректор логистической фирмы "АС-24", а в прошлом сотрудник компании DHL, вспоминает, как каждый год на день рождения фирмы устраивались соревнования.

"Последний корпоративный летний праздник мы отмечали на корабле в стиле "Пиратов Карибского моря", - с удовольствием вспоминает Сергей Мурашов, президент юридической фирмы "Авента". - Праздник так и назывался - "Пираты Пироговского водохранилища". Сначала каждый сотрудник должен был пройти "посвящение в пираты": кто-то изображал Веселого Роджера, кто-то пел пиратскую песню, кто-то танцевал дикий танец. Затем искали спрятанный на судне пиратский сундук. Словом, скучать не пришлось".

Российский филиал Microsoft на свои "именины" вывез сотрудников в Турцию и... сплавил на плотах по горной реке. "Когда меня понес поток, а слева и справа высились скалы, первой была мысль, что именно так корпорация проводит естественный отбор персонала, - призналась одна из участниц этого сплава. - Но, вернувшись в офис, я поняла, что это была очень полезная встряска для запрессованных от сидения перед компьютером задов".

По мнению генерального директора одного из старейших в своей сфере агентства "Праздник" Кирилла Морозова, такие мероприятия более чем полезны, поскольку позволяют выпустить агрессивную энергию, превратить аморфный "штат" в спаянную "команду". Но - только при условии опытной режиссуры, учитывающей нюансы. Он вспоминает, как его пригласили на юбилей одной нефтяной корпорации, где в самом начале банкета на сцену вышла "Дискотека Авария" - группа, способная с первых аккордов взорвать молодежный зал, но... в среде еще трезвых и малознакомых друг с другом нефтяников ее слушали с гробовым молчанием. По мнению Морозова, выступи ребята часом позже - был бы достигнут максимально позитивный эффект экстаза, братания и танцев до упаду. Поэтому для успеха любого сабантуя нужны продуманный сценарий и управление процессом. Морозов говорит, что среди его заказчиков есть такие, кто просит организовать "корпоратив" за три дня. В принципе, это по силам event-фирме, много лет специализирующейся на этом бизнесе, но продумать детали и сделать праздник полезным и приятным можно только за пару месяцев, а самые опытные службы персонала крупных западных фирм иногда готовят праздники за полгода.

Российская привычка

В отечественных компаниях, приверженных традиционным застольям, могут отмахнуться от такого подхода. Но... "Самый большой процент увольнений приходится на дни, следующие после корпоративных Новых годов, 8 Марта и прочих праздников, - пишет Сергей Минаев в "Духless". - Отсев проходит по схеме: сначала директор увольняет тех, кто напился и буянил в первой половине вечера. Затем расправляется с теми, кто был трезв до конца и стал невольным свидетелем того, как сам директор напился и буянил".

В каждой шутке есть доля шутки, а остальное - правда. Часто праздник обостряет психологические проблемы внутри коллектива. Одни руководители считают, что персонал должен вести себя на банкете примерно как солдаты по команде "вольно": "из строя не выходить, пуговиц не расстегивать". Другие готовы "брататься с низшими чинами" и обижаются, что персонал затравленно жмется к стенке и норовит превратить неформальное событие в продолжение планерки. Джеффри Фокс, известный американский консультант, считает, что понять тайные пристрастия и ожидания босса не может порой даже он сам. Поэтому единственным разумным решением остается незаметно покинуть такой "корпоратив" ровно через 45 минут после его начала (обычно торжественная часть и заздравные тосты дольше не длятся).

Впрочем, если вы сами босс, организатор мероприятия или настолько "крутой" специалист, что руководство чокается с вами первым, то оставайтесь до конца. И учтите рекомендации бывалых.

Обычно во время вечеринки руководитель начинает наблюдать за подчиненными и задумываться об их личных качествах. Пошел бы он с тем мужиком в баню/разведку или выдал бы за него дочь? У этой сотрудницы ноги от ушей или уши над местом, где ноги растут? Сдержанность одного может быть принята за равнодушие, а временные приступы свободы другого - за расхлябанность. В подобной лотерее одним может повезти и они выйдут в фавориты, а другие вызовут персональную неприязнь.

А поутру они проснулись

На новостных сайтах недавно промелькнуло сообщение о результатах исследования Высшей школы экономики: "чем больше женщина пьет, тем выше ее зарплата". И это, несомненно, имеет отношение к стилю поведения на корпоративах и выводам, который сделал для себя начальник. Но, как это ни банально, стоит вспомнить и о биологических последствиях - после застольного корпоратива половина сотрудников мается с похмелья, дисциплина в офисе в очередной раз пошатнулась, а в крови сотрудников, независимо от их места в штатном расписании, циркулирует алкоголь. И традиционное народное средство "клин клином" вряд ли поможет, тем паче если наутро вас ждет планерка или важные переговоры.

Понятно, что частично могут выручить традиционные методы - побольше кофе, энергетический напиток, контрастный душ и т.п. Эффектом выведения алкоголя из крови обладает также настой шиповника, травяные чаи, которыми опытный "эйчар" наутро после банкета обеспечит корпоративную "чайную". Но все же, если уж вы предпочли застолье загородному пикнику или корпоративным соревнованиям, следует четко просчитать и последующую стратегию.

"Руководство компании должно понимать, что если оно затевает корпоративный банкет, то следует предвидеть и принимать некоторые "побочные эффекты" такого мероприятия, - предупреждает Валерий Романов, консультант по оценке и тестированию персонала AVANTA Personnel в Петербурге. - Разумные руководители, например, в такой ситуации определяют постпраздничный период, на который распространяются некоторые послабления в организации работы компании. Как-то я видел в одной организации объявление, вывешенное накануне корпоративного праздника: "Сегодня - праздник там-то, продолжаться он будет до такого-то часа. Завтра - начало работы для сотрудников в 12 часов, если не запланировано каких-то встреч с клиентами. Секретарь приходит в офис в 10 часов (вместо обычного 8.30)". Подобные разумные послабления несут правильный месседж: делу - время, потехе - час. То, как сотрудники продолжат работу после корпоратива, зависит и от того, как пройдет сам праздник. Один из "эйчаров", делясь со мной своими заботами, говорил о предстоящем празднике: главное, чтобы ни у кого не было желания напиться. Если не будет пьяных - это показатель правильно организованного корпоративного мероприятия". И наконец, третий момент - вскоре после праздника и периода некоторого послабления надо суметь вновь мобилизовать команду.

"После праздников и каникул мы организуем некоторые мероприятия, призванные привести команду в тонус, - говорит Рене Койнцак, директор по маркетингу и ценообразованию авиакомпании Lufthansa в России и странах СНГ. - Например, в середине января организуем совместный ужин руководства и сотрудников компании, чтобы обменяться впечатлениями от новогодних каникул, обсудить планы на будущее, задать перспективу".

Так что праздник - это далеко не "вещь в себе" в жизни любой серьезной корпорации. Это еще и вопрос, что будет после него. И что он даст вашей компании - реальный подъем сил и настроения ее сотрудников или ощущение похмелья.

Скажи, как он ведет на корпоративе, и я скажу тебе, что делать 

Кто нам встречается на корпоративе? Майкл Флокер, американский консультант, когда-то запустивший в широкое обращение термии "метросексуал", а недавно предложивший добавить в список причин смерти "от PowerPoint", в переводе на наш неформальный язык "сгоревший на работе от рутины", дает такое описание: "Вне зависимости от размаха существует несколько неизбежных сценариев развития событий. Обязательно будет тихий коллега, который нажрется до скандала; девушка, рыдающая весь вечер из-за потерянной сумочки; пара, которой понадобится уединиться; омерзительный коллега, который после пары стаканов решит, что пора поближе познакомиться с вами. Добавьте парочку ребят из отдела продаж, которые от избытка адреналина решат побороться, и топ-менеджеров, которые устроят грязные танцы - вот вам классическая вечеринка". В точности описанные типы встречаются редко. Во время неформальных игрищ сразу выделяются типы людей. Если вы хотите, чтобы праздник действительно был радостным, ваша задача - обойти все эти типы и пережить корпоратив с минимальным ущербом.

Читайте также
  • Наперегонки с инфляцией: спринт, марафон или спортивная ходьба 2 Декабрь, 2016Хочется верить в лучшее. Наши «тренеры» понемногу переходят от «спортивной ходьбы» к изнурительному «марафону», обещая индексацию и в следующем году. Причем, грядущая индексация, просто пугает своими цифрами.
  • В обход стереотипов: секрет вашего успеха на собеседовании 1 Декабрь, 2016Если вы столкнулись с проблемой в уверенности благоприятного исхода вашего предстоящего собеседования, прочтите это до конца и… получите свою работу!
  • Работа на Новый год30 Ноябрь, 2016

    Начало декабря – отличное время, чтобы задуматься о новогодних и рождественских праздниках, а также о своей занятости на этот период времени. Некоторым специалистам к этому времени не удалось трудоустроится, но это вовсе не значит, что они в безвыходном положении. Для многих соискателей работа на Новый год – это возможность получить хорошую прибыль и заработок. Именно поэтому они оставляют на рождественский период большие надежды.


  • Отредактируйте свое резюме прямо сейчас!28 Ноябрь, 2016Очень часто соискатели сталкиваются с проблемой застоя в поиске трудоустройства. Это может происходить по разным на то причинам и одной из самых разрешимых является некачественно составленное резюме. Как известно, резюме обеспечивает первое знакомство соискателя с работодателем, именно поэтому оно должно быть безупречным и грамотным. Многие HR-менеджеры настоятельно рекомендуют всем соискателям перед рассылкой резюме вычитывать документ, а давно ищущим работу срочно отредактировать его.