UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Все про роботу
  4. Життя в колективі
  5. И не друг, и не враг, а так… Как правильно выстроить отношения с начальством

И не друг, и не враг, а так… Как правильно выстроить отношения с начальством

17.01.2008 1833

Личный интерес

Среди множества причин увольнения такие, как разногласия с начальством встречаются нередко. Но не чаще других причин: к примеру, неподходящей корпоративной культуры или невыполнения плана продаж. Однако никто не станет отрицать, насколько психологически важно, особенно для женщины, иметь хорошие отношения не только в коллективе, но и непосредственно с начальником. Но дает ли личная совместимость гарантии удачной карьеры?

И психологи, и кадровики не отрицают роли благоприятного настроя обеих сторон друг к другу. «Психологическая совместимость очень важна, но еще более важна и так называемая векторная совместимость», – говорит руководитель отдела продаж центра «Харизма» Наталья Шааб.

Грамотный руководитель всегда смотрит вперед, на перспективу, а разнообразные мнения и подходы очень обогащают копилку идей ведения дела. Поэтому даже люди с противоположными взглядами на жизнь могут очень эффективно взаимодействовать друг с другом.

Конечно, кому-то придется прогнуться больше, и обычно это не начальник. Но тут важно помнить, что это не ущемление ваших интересов и не пренебрежение к личности, а фактор, дающий вам дополнительные очки: сотрудники, умеющие вовремя и адекватно реагировать на изменения, ценятся гораздо больше и занимают лучшие посты, даже если их трудно назвать «братьями начальника по разуму».

Начальник-друг

Понимать эмоциональный настрой человека, который вами руководит, – значит ли это, что идеальный вариант – дружить с ним? Многие так действительно думают и осознанно или бессознательно начинают искать подходы к руководителю. Что совсем не удивительно: они его найдут, если «на того нападут». Такие отношения будут взаимовыгодными, если обе стороны заинтересованы в результате: сотрудник получает бонусы в виде расширения сферы коммуникаций, а начальник удовлетворяет эмоциональные потребности, если их не хватает в обычной жизни. Однако привилегии, которые дают дружба или личные отношения, обычно мнимы, и несладко придется тому, кто повелся на эту удочку.

Любые эмоциональные привязанности – это уязвимое место человека, и в неожиданный момент это может больно ударить по карьере.

Да и сами люди часто оказываются в западне собственных ожиданий друг от друга: такой начальник всегда сможет попросить пожертвовать личными интересами ради общего дела, а сотрудник всегда будет ждать лучших условий и пирога послаще. Это рабочему процессу не способствует.

По словам директора центра развития персонала People Group Андрея Вовченко, эмоциональные взаимоотношения на работе следует по возможности вообще минимизировать, за исключением индивидуальных встреч. Но к сожалению, в нашей стране сильны традиции, главным принципом которых является «чем ближе к начальнику – тем теплее».

Любовь с уведомлением

Впрочем, часто дружба на работе носит весьма функциональный характер. Это когда руководитель сознательно выбирает себе любимчика. Вернее так: когда человек, который может выполнять эту роль, находит своего руководителя. Можно назвать это подхалимством, но в классическом виде оно встречается довольно редко, чаще проходит в форме «найти подход».

Андрей Вовченко отмечает, что любимчики – это обычно не самые лучшие сотрудники. Но те, кто наиболее полно отвечает потребностям руководителя в «своем» человеке в коллективе: с его помощью всегда можно выведать нужную информацию и выяснить обстановку в команде.

Это особый тип людей. По классификации Эрика Берна, тип людей «казаться» – они с легкостью встраиваются в любую ситуацию. Для людей же категории «быть» подобная необходимость может стать причиной серьезного стресса. «Такому человеку нужно четко понимать, что он играет роль, которая приемлема и предписана ему в этом коллективе. Чтобы это прошло без ущерба для психического здоровья, нужно четко разграничивать свое поведение как ролевое», – комментирует ситуацию директор медицинского центра «Маркатун», врач-психотерапевт Марина Маркатун.

А если вы оказались тем человеком, кого начальник активно желает видеть в своем кругу? Для начала не пугайтесь: есть руководители, которые специально выбирают пару перспективных сотрудников, реализуя свою потребность в роли учителя. Такой вариант для карьеры вовсе не плох. И если начальник – порядочный человек, ему стоит пойти навстречу. А вот если у вас возникли сомнения в прозрачности намерений руководителя, можно применить тактику недопонимания: внимательно выслушав, прийти на следующий день и отметить, что кое-что осталось для вас неясным. В народе это называется прикинуться дурачком. А в психологии – сигналом, что вы не готовы оправдать ожидания, противоречащие вашим жизненным принципам.

Чужие люди

Чтобы избежать конфликтов, нужно учиться не просто слушать, но и слышать то, чего на самом деле хочет ваш начальник? Чаще всего – хороших результатов работы. И если возникает недопонимание якобы на личной почве, то зачастую это результат скрытого недовольства. Более того, ценного сотрудника редко какой начальник согласится выставить лишь из-за несовместимости характеров.

Но нужно учиться слушать не только других, но и в первую очередь себя. Сегодня у человека резко возрастает нервозность, идет мощный диссонанс между навязанными потребностями и глубинными приоритетами личности.

Если человек, к примеру, не карьерист, не зарабатывает много денег, он просто обязан иметь этому оправдание. Часто это выливается в жалобы на начальство – как монолит, который нельзя переступить.

Таким людям обычно бесполезно что-то советовать – они компенсировали ситуацию и вполне довольны ею. Безусловно, встречаются объективные случаи, часто с начальником извне, назначенцем, когда никакие методы, помогающие найти контакт, не возымеют эффекта. Вот здесь стоит остановиться. Психотерапевты даже выделяют особый тип людей, которые начинают играть до конца из спортивного интереса, а это первый признак невротических расстройств (когда очень хочется, но не получается, но все равно хочется). Но если вы твердо решили уйти и покончить со всем этим, не лишайте себя последнего шанса и поиграйте в психологию. Постаравшись принять как факт, что причина неудач не в начальнике или в судьбе-злодейке, а в вас, вы ничего не потеряете, а приобрести сможете очень многое.

Уступить, где нужно, подстроиться, где можно, изменить, где возможно – вот три кита успешного построения карьеры. Акцент, как водится, не на несправедливом мире, но на том, как мы на этот мир смотрим. Сняв шоры стереотипов, можно по-новому взглянуть на такую рутинную вещь, как отношения на работе, и сделать их гораздо приятнее.

Читайте також

  • Як стати дата-аналітиком і чим він займається22 грудень, 2023

    Пропонуємо вам познайомитися з перспективною сучасною професією, яка допомагає компаніям приймати рішення на основі даних, а не інтуїтивно.

  • Новорічні знижки на сайт Jobs.ua22 грудень, 2023

    Jobs.ua хоче привітати вас з наступаючим Новим 2024 роком і порадувати новорічними святковими знижками!

  • Як спорт сприяє кар'єрі21 грудень, 2023

    Спостереження доводять, що спортивні люди витривалі та цілеспрямовані, саме тому вони віддадуть перевагу при прийомі на роботу співробітникам, які мають в інтересах спорт. А психологи стверджують, що заняття спортом не лише сприяють фізичному здоров’ю, а й поліпшенню душевного та психологічного стану. Пропонуємо і вам ознайомитись із цими очевидними фактами в цій статті на Jobs.ua і віддати перевагу фізичним вправам.

  • Як правильно написати лист-пояснення19 грудень, 2023

    Скласти лист-пояснення про власну відсутність на робочому місці чи порушення певних робочих режимів не так уже і складно. Обов’язково скористайтесь зазначеними в цій статті порадами.


↑ Вгору