UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Новини України і світу
  4. Статті
  5. Не подходи ко мне, я обиделась

Не подходи ко мне, я обиделась

14.12.2007 2048

Вы можете себе представить жизнь без конфликтов? А работу? Едва ли найдется работник, ни разу в жизни не поссорившийся с коллегой или не прошедший банно-прачечные процедуры (а попросту «головомойку») от руководства. Конфликты с коллегами настолько неизбежны, что можно поставить знак равенства между сентенциями: есть коллеги — есть противостояние. Увы, застраховаться от перепалок, а то и откровенной вражды, как от угона автомобиля, невозможно. Ничего не попишешь: на работе мы проводим львиную долю времени, поэтому рано или поздно возникают обстоятельства, приводящие к спорам. И если наметится ситуация, в которой хотя бы одна из сторон узрит угрозу собственным целям, назреет конфликт. Что это такое? Словари дают определение, что конфликт — серьезное разногласите и даже столкновение противоположных интересов. От себя можем смело добавить, что он никогда не обходится без эмоционального поведения его участников.

И к чему это может привести?

Что ни делается — все к лучшему

Нет, это не ошибка. Принцип оптимистического восприятия вполне применим и к конфликтам. На вершине айсберга лежат только деструктивные (или разрушительные) последствия столкновений. Да, конфликты создают нервное напряжение, приводят к стрессу, мешают работать, отнимая силы, энергию и время. Более того, за ними может следовать разрыв отношений или уход на новое место работы. Но жизнь устроена таким сложным образом, что именно конфликт — двигатель развития и прогресса. Скажите, состоялась бы эволюция, если б не естественный отбор, который, по сути, не что иное, как конфликт особей и видов? А конфликт нового и старого, каждый раз приводивший человечество к открытиям, сотворению новых учений, теорий и даже религий? Что касается работы, то здесь конфликты помогают скрытым противоречиям выйти на поверхность, обнажив проблему. Согласитесь, что затаенные обиды пагубнее сказываются на взаимоотношениях. Конфликты, направленные в конструктивное русло, подсказывают ответ на вопрос, что же стоит изменить, чтобы подобная ситуация больше не повторялась. Если выводы сделаны верно, после таких конфликтов отношения между отдельными сотрудниками, а то и уровень развития организации в целом выходит на качественно новый виток. Помимо этого, рабочие конфликты часто происходят к перестановке приоритетов, появлению возможности иначе взглянуть на сослуживцев, найти единомышленников. Поэтому лучше отказаться от однобокого восприятия столкновения как однозначной потери. И принять как еще одну норму производственных отношений. А раз это норма, то существуют и стандартные пути преодоления противоречий.

Стратегии и тактики

Методом проб и ошибок человечествовыработало несколько основных линий поведения в конфликтных ситуациях.

1. Игнорирование. Взяв на вооружение эту тактику, вы просто уклоняетесь от участия в конфликте. Маневр явно не однозначный. Если хотите в этом убедиться, попробуйте в ответ на претензии начальника многозначительно заявить: «моя твоя не понимай». Не говоря уже о том, что в некоторых ситуациях игнорирование конфликта приводит к его разрастанию до масштабов мировой революции. Когда можно воспользоваться этим приемом?

— Если вас пытаются втянуть в конфликт, а вы понимаете, что стороны могут достичь взаимопонимания и без вашего участия (вы не хотите остаться «крайним»);

— Если участие в конфликте не позволит вам заниматься своими непосредственными обязанностями, отвлекая от решения важных задач;

— Последствия (итоги) конфликта ничтожны;

— Источник конфликта тривиален и не стоит вашего внимания;

— Вы уверены, что разрешить конфликт может только «доктор-время», по истечении которого все уладится само собой.

2. Компромисс или взаимная уступчивость. Способ не идеальный, так как не устраняет источник проблемы и через время конфликт может вспыхнуть вновь. Ее можно отнести к тактике временного перемирия. Технология эффективна при определенных условиях:

— Вы испытываете острую нехватку времени на поиски конструктивного решения;

— Каждая из сторон имеет веские и объективные доводы в свою пользу;

— Вам во что бы то ни стало важно сохранить хорошие отношения и продолжить сотрудничество с оппонентом;

— Противоборствующая сторона соглашается пойти на компромисс.

3. Конформизм или приспособление. Желая сгладить острые углы, вы меняете свои убеждения. Обычно используется если:

— Для вас не принципиален исход конфликта (овчинка выделки не стоит);

— Напротив, вы хотите уладить конфликт любой ценой, даже поступившись собственными интересами.

4. Принимаем вызов. Вас не покидает желание отстаивать свою позицию до победного конца. Стратегия считается самой острой формой решения конфликта и оправдана только если:

— В случае вашего поражения произойдет утрата авторитета в глазах партнеров по бизнесу, что может привести и к потере самих партнеров;

— Вы твердо убеждены в правильности своей позиции;

— Отречение от принципиальной позиции может привести к существенным потерям, например, банкротству предприятия;

— У вас есть неопровержимые средства защиты;

— Ваш оппонент — подчиненный, который уважает авторитарный стиль управления.

5. Поиск правильного решения проблемы, учитывающего интересы всех сторон. Вам потребуются готовность вести дискуссию и умение адекватно оценивать позиции оппонентов. Психологи признают его лучшим способом решения конфликтов. Исключительно эффективен когда:

— У сторон есть желание, время и возможность обсуждать все возможные варианты устранения противоречий;

— Вы не хотите «сдавать позиции», но при этом настроены на продуктивное сотрудничество;

— Хотите, чтобы конфликт имел конструктивное решение.

Разумеется, выбор этих стратегий во многом определяют ваши личные качества: наличие или отсутствие агрессивности, желание идти навстречу или избегать всяких «переделок». Впрочем, посмотрим, как эти стратегии применимы на практике.

Коллего мио!

Ответов на вопрос, что мешает ходить на работу как на праздник, чаще всего звучит: натянутые отношения или даже конфликты с любимыми коллегами. Скандал может зреть долго, как поздний сорт авокадо, а может вспыхнуть как молния, получив заряд от искры (провокационного фактора или конфликтогена), к примеру, насмешливого или оскорбительного слова, прошелестевшего вам вслед. Конфликт может возникнуть между сотрудниками, проработавшими много лет в одной упряжке, но за все время не высказывавшими друг другу накопленного годами раздражения. Но чаще всего «боевые действия» проходят между «старожилом» (ми) и новичком, если их устремления идут в разрез. Или просто из желания сделать кого-то виноватым. В рабочих конфликтах, по заверениям психологов и кадровиков, большая часть вины лежит на руководителе (ура, наконец-то появилась возможность ущипнуть начальство!). Ему, за делами государственной важности часто недосуг проследить, чтобы сферы влияния были четко разделены, да не было пересечений в должностных обязанностях. Однако и сослуживцы тоже не промах: самой популярной причиной конфликта с коллегой является сногсшибательное по своей простоте и незатейливости: «А не нравится он мне». Хуже всего то, что подобное чувство личной антипатии провоцирует затяжные и зачастую неразрешимые конфронтации. Да и как тут рассчитывать, что вдруг невзлюбившая вас без видимых причин коллега станет испытывать к вам симпатию? Что же остается: проглотив обиду и смахнув с глаз слезу молча терпеть придирки, наушничество и неконструктивную критику? Не наш метод.

  • Для начала вычислите свои слабинки и укрепите тылы. За вами водится грешок опозданий? Чтоб не доставить коллеге радости донести об этом начальству можно выработать привычку заводить будильник на полчасика раньше. Вас взяли на работу без соответствующего образования? Запишитесь на курсы или поступите на факультет переквалификации (он же второе высшее). Польза от этих мер предосторожности все равно останется вам.
  • Если на всеобщем собрании (в дружеском кругу коллег-единомышленников) или в присутствии только руководства в свой адрес вы услышали отнюдь не лестный отзыв, лучше не делать вид, что ничего не произошло: окружающие отнюдь не проникнутся к вам большим уважением. Задайте обидчику прямой вопрос: «Что вы хотели этим сказать?» Не каждый решится высказаться честно и открыто свои претензии, тем более, что они часто носят некорректный характер. Зато недоброжелатели получат «сигнал», что вы правильно восприняли информационный подтекст и при необходимости сумеете постоять за себя.
  • Не позволяйте раздражению накапливаться. Хороший выход — разбираться со всеми причинами недовольства сразу «не отходя от кассы». Хотя бы потому, что это более конструктивно. Небольшие дозы конструктивной критики вполне могут возыметь положительный эффект, тогда как единожды излитый на голову сослуживца трехтомный перечень его прегрешений за последние десять лет вызовет только обиду.

А как вести себя, если назревает конфликт с шефом?

Шефская помощь

Рассчитывать на то, что во взаимоотношениях между руководителем и подчиненным именно начальник возьмет на себя труд приспосабливаться под особенности вашего характера — напрасные надежды. В конце концов, подчиненных у него еще много, а вот он у вас один. Значит, вам и проявлять толерантность. Конечно, при стычке с руководством чаще всего хочется написать заявление «по собственному» и, громко хлопнув дверью, удалиться туда, где будут холить и лелеять. Но есть ли гарантия, что вместе со сменой работы вы автоматически поменяете «злого» начальника на «доброго»? Не столь кардинальный, но не менее деструктивный способ: затаить обиду и надеяться, что руководитель тут же осознает свою неправоту (если повинен в конфликте именно он) и покинет начальственное кресло, удалившись в деревню сажать капусту, — тоже тщетные упования. Такой случай в истории человечества был всего один. Да и тот историки ставят под сомнение.

Остаются конструктивные способы построения отношений, сводящие риск столкновений с начальником на нет. Поэтому не спешите со всех ног жаловаться руководству, стоящему на ступеньку выше вашего начальника. Попытайтесь своими силами найти выход из критической ситуации. Может, вы сами виновны и собственноручно создали предпосылку к конфликту? К примеру, нелестно отзывались о шефе в присутствии коллег или не сдали отчет вовремя и тем самым подвели начальника? Если вам предлагают нечто, не согласовывающееся с КЗоТом, например, поработать в выходные или взвалить на себя дополнительные обязанности, сразу договаривайтесь о возможной компенсации за праведные труды. Ищите возможность компромисса. Ну а если совсем уж не видите вариантов, тогда можно попросить перевести вас в другой отдел. Так сказать, подальше от начальства и поближе к кухне. Неплохое, надо вам сказать, положение.

Конечно, лучше всего не допускать возникновения острых конфликтных ситуаций. Однозначно правильно — не быть их источником. Но и другая крайность — абсолютная бесконфликтность — тоже не панацея. А некоторыми даже может восприниматься как бесхребетность. Особенно, если она продиктована боязнью конфликтов, которая в свою очередь существует в основном у тех, кто не умеет их разрешать, извлекая из создавшейся ситуации максимум пользы. Мэтры конфликтологии утверждают, что ни конфликтное, ни бесконфликтное поведение не гарантирует вам признание коллег и устойчивость взаимоотношений в коллективе. Остается одно — как всегда искать «золотую серединку». Удачных поисков!

Комментарий специалиста. Как избавиться от переживаний после конфликта

Наталья Гожа, психолог:

Любая конфликтная ситуация оставляет в душе след. Иногда довольно глубокий. Чтобы прекратить переживания и восстановить душевное равновесие, предлагаю испробовать технику проекций. Для начала «прокрутите» в памяти всю ситуацию в мельчайших подробностях, но со стороны — так, будто вы смотрите кинофильм. Затем мысленно «вернитесь» на свое место. Опишите, что вы чувствуете в этот момент (ваши мысли, эмоции, настроение). Предложите собственные пути выхода из конфликта. Теперь опишите своего оппонента (внешний вид, темп речи, звучание голоса). Теперь перенесите себя на место начальника и посмотрите на ситуацию его глазами. Как вы выглядите с его ракурса? Как ведете себя? Предложите пути выхода из ситуации с точки зрения оппонента.

Представьте, что вы и он воплотили намеченные варианты разрешения противоречий и вновь посмотрите на ситуацию со стороны. Что изменилось? Если существенных изменений не обнаружили, повторите прием. До тех пор, пока не изменится ваше отношение к конфликту.

Самой популярной причиной конфликта с коллегой является сногсшибательное по своей простоте и незатейливости: «А не нравится он мне».

Конфликты с коллегами настолько неизбежны, что можно поставить знак равенства между сентенциями: есть коллеги — есть конфронтации.

Анна КРУПКО

Читайте також

  • Як стати дата-аналітиком і чим він займається22 грудень, 2023

    Пропонуємо вам познайомитися з перспективною сучасною професією, яка допомагає компаніям приймати рішення на основі даних, а не інтуїтивно.

  • Новорічні знижки на сайт Jobs.ua22 грудень, 2023

    Jobs.ua хоче привітати вас з наступаючим Новим 2024 роком і порадувати новорічними святковими знижками!

  • Як спорт сприяє кар'єрі21 грудень, 2023

    Спостереження доводять, що спортивні люди витривалі та цілеспрямовані, саме тому вони віддадуть перевагу при прийомі на роботу співробітникам, які мають в інтересах спорт. А психологи стверджують, що заняття спортом не лише сприяють фізичному здоров’ю, а й поліпшенню душевного та психологічного стану. Пропонуємо і вам ознайомитись із цими очевидними фактами в цій статті на Jobs.ua і віддати перевагу фізичним вправам.

  • Як правильно написати лист-пояснення19 грудень, 2023

    Скласти лист-пояснення про власну відсутність на робочому місці чи порушення певних робочих режимів не так уже і складно. Обов’язково скористайтесь зазначеними в цій статті порадами.


↑ Вгору