Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Работодателю
  4. Методы управления персоналом

Управление персоналом с учетом психологии человека

21 Март, 2013 56965
Управление персоналом с учетом психологии человекаУправление персоналом с учетом психологии человека21 Март, 2013     56965

Существует великое разнообразие всевозможных вариантов функционирования организаций: они могут быть существенно бюрократизированы, с формализованными или неформальными отношениями, централизованы и децентрализованы, структурированы таким образом, что работник имеет узкий круг обязанностей или деструктурированы (при этом работники обладают широким кругом обязанностей). Но есть то, что все их объединяет. Это то, что подходы к созданию и управлению организациями основаны на разных представлениях о природе человека.

Они включают различные основные предположения о том, что оказывает мотивирующее воздействие на сотрудника, а на этих основных предположениях, в свою очередь строятся различные методы поощрения работников, осуществления руководства, удержания контроля, управления деятельностью и т.д.

Один из ключевых вопросов при этом состоит в том, нужно ли рассматривать людей отрицательно, как заведомо склонных к лени и к удовлетворению собственных потребностей, или положительно, как склонных к самомотивации. Если принять первое предположение, то получится, что сотрудников необходимо подталкивать, контролировать и держать под надзором, что они никогда не будут по доброй воле хорошо работать. Соответственно только экономические формы поощрения будут действенны, и наиболее эффективной формой управления является автократическая.

С противоположной стороны можно считать, что служащие компании стремятся к личному и общественному благополучию. Предоставленные самим себе, они будут усердно работать для получения внутреннего удовлетворения от хорошо сделанной работы. Работа, следовательно, должна предоставлять работникам возможность раскрывать свои творческие способности.

Особый интерес также представляют следующие вопросы :
1. Уникален ли человек?
2. Какие изменения могут происходить в людях и насколько они могут быть сильны?
3. Контролируют ли нас внешние или внутренние процессы?
4. Ограничены ли наши способности к обучению и изменению?

Из обсуждения этих вопросов можно сделать два главных вывода: обучение - это основной механизм, при помощи которого люди изменяют свое поведение и большинство людей способны к значительным изменениям.

После того, как Дарвин опубликовал свои основные работы, возник и начал шириться тот взгляд, что человек не отличается от животных, так же, как и они, подвержен законам эволюции и естественного отбора. Эта теория является основой социобиологии - науки, занимающейся изучением биологического базиса всех форм социального поведения всех живых существ, включая человека. Социобиологи сделали вывод, что многие аспекты человеческого общественного поведения имеют глубокие биологические корни.

Тем не менее, существуют и значительные отличия человека от животных. Во-первых, это развитие языковой формы общения до такого уровня, который является совершенно недоступным для животных. Во-вторых, это отношение к окружающей среде. Если животные занимают по отношению к ней приспособленческую позицию и неблагоприятные изменения в ней чреваты гибелью для отдельных видов, то человек изменяет окружающую среду, сообразуясь со своими потребностями.

Какой же на основании всего этого можно сделать вывод об уникальности человеческой расы? Представляется, что истина лежит где-то между двумя полюсами. Одного понимания поведения животных недостаточно для понимания человеческого поведения.

Этот вывод помогает разрешить и другой важный вопрос об уникальности - уникальны ли люди сами по себе? Поскольку мы не руководствуемся в своем поведении легко описываемым набором поведенческих примитивов, представляется, что люди также непохожи друг на друга. Есть общее, но есть и различия. Для пони мания причин возникновения этой уникальности необходимо знать как люди развиваются и изменяются.

Заметим, что способность людей к изменению притупляется с возрастом. Это происходит под влиянием как внутренних свойств человека, так и под влиянием окружения. Одними из характеристик, препятствующих изменениям, являются особенности (черты) характера. Черты характера определяются как некоторые поведенческие установки, которые сохраняются во времени и в различных ситуациях. Второй источник личной неизменяемости раскрывается социально-психологической теорией позиций и изменения позиций (theoryofattitudesandattitudechange). Основное положение этой теории состоит в том, что человек прилагает усилия для достижения определенного положения или баланса. Мы стараемся занимать позиции, которые не противоречат друг другу. Мы строим очень сложную взаимосвязанную структуру убеждений и отношений к чему-либо, подтверждаемую нашим поведением. Эта структура с тру дом поддается изменениям, поскольку мы вероятнее отбросим одну новую идею, чем будем менять все наше мировоззрение.

Кроме того, мы избирательно прислушиваемся только к той информации или тем людям, мнение которых заведомо совпадает с нашим собственным. Мы не ищем информации, противоречащей нашей позиции. Этот процесс уменьшает возможности для изменения.

Важным является также аспект ситуации, которая снижает возможности для изменения. Во-первых, межличностное окружение остается для нас, по большей части, неизменным. Это верно как для людей, которые нас окружают, так и для социальных групп, к которым мы принадлежим. Мы должны соблюдать определенные правила того, как человек должен вести себя в общем (нормы), и как поступают определенные люди в конкретных ситуациях (роли).

Не последнюю роль играет также и наше культурное окружение. Существуют значительные различия между тем, какие нормы поведения приняты в разных странах. В этом смысле лучшее, что может сделать организация, - это правильно выбирать и распределять по местамсотрудников.

Подводя итог, можно сказать, что на человека значительное влияние оказывают как внутренние, так и внешние факторы. В этой связи возникает вопрос, какие из этих факторов имеют преобладающее значение.

Противоречие между внутренними и внешними определяющими поведения существуют во многих формах и оказывают большое влияние на многие другие области человеческого поведения. При этом на одном полюсе находятся те, кто утверждает, что почти все навыки являются приобретаемыми, и, следовательно, решающее воздействие оказывает окружающая среда. «Если мы можем контролировать окружающую среду, мы можем контролировать индивидуума» - это экстерналистская (бихевиористская) позиция. Ей возражают те, кто предлагает ряд внутренних механизмов как причин поведения, таких как инстинкты (определяются как стимулы к деятельности, возникающие внутри человека, наследственно и генетически программируемые), черты характера, верования и мыслительные процессы.

В интерналистской позиции существует также точка зрения, которая заключается в том, что поведение может вызываться либо устойчивыми личными характеристиками (персоналиями), либо внешними эффектами. Теория персоналий отличается от теории инстинктов тем, что приверженцы первой считают персоналии частично приобретенными (то есть не чисто генетическими). Тем не менее, есть основания утверждать, что и индивидуальные черты характера, и ситуационные переменные должны быть взяты во внимание для объяснения человеческого поведения.

Третий и последний набор внутренних механизмов касается человеческой познавательной деятельности. Познавательская (cognitive) точка зрения состоит в том, что хотя воздействие окружения (в лице поощрений и наказаний) и важно, но наше поведение на самом деле вызывается познавательской интерпретацией этого воздействия (наших размышлений, памяти и ожиданий).

Анализ внутренних и внешних составляющих поведения наталкивает на еще один вопрос: если поведение определяется только внутренними факторами, то возможности изменения и роста для каждого индивидуума будут очень ограничены. С другой стороны, если поведение определяется исключительно внешним воздействием, эти возможности будут практически безграничными. Ответ на эти вопросы лежит где-то посередине между двумя крайностями.

Наше поведение в значительной степени зависит от внешнего окружения, но и внутренние факторы нельзя сбрасывать со счетов. Но если человеческое поведение во многом изменяемо, то устройство организаций и их функционирование могут оказывать огромное воздействие на поведение. Таким образом, необходимо исследовать те основные процессы, благодаря которым происходят изменения.

Обучение - относительно непрерывные изменения, которые происходят в человеке под влиянием получаемого опыта, делая возможными соответствующие изменения в человеческом поведении.

Во-первых, знание включает в себя изменение. Во-вторых, оно основано на опыте. Наконец, в большинстве случаев, знание выражается в относительно непрерывных изменениях. Предметом обучения могут быть абсолютно разные вещи:
1) заучиваться могут моторные (двигательные) навыки;
2) приобретаться могут технические знания;
3) изучаться могут навыки межличностного общения, ведь организации состоят из людей и умение ладить с другими является совершенно необходимым.

Все организации ожидают от нанимаемых ими людей обладания определенными навыками. Кроме того, большое количество обучения имеет место в самой организации для лучшего соответствия целям и задачам организации.

Один из видов обучения, применяемого в организации, носит название ассоциативного обучения. Ассоциативное обучение имеет место тогда, когда некоторый нейтральный стимул ассоциируется у человека с другим стимулом, который сам по себе вызывает определенную реакцию, то есть не является нейтральным. Такой стимул называется не обусловленным стимулом, а соответствующая реакция - не обусловленной реакцией. Нейтральный стимул называется обусловленным стимулом. После того, как обусловленный стимул несколько раз проассоциировался с не обусловленным стимулом, на него вырабатывается такая же реакция, как на не обусловленный стимул. Таким образом, ранее нейтральный стимул становится обусловленным, то есть вызывающим определенную реакцию.

Кроме того, значительная часть обучения, которое осуществляется в организациях, - это так называемое инструментальное обучение. Инструментальное обучение возникает, когда за проявлением индивидуального поведения следует некоторое событие, которое либо увеличивает, либо уменьшает вероятность повторения этого стиля поведения. События, которые увеличивают вероятность повторения поведения, называются поощрениями (reinforces). События, которые уменьшают вероятность повторения поведения, называются наказаниями.

Существует принципиальное различие между обучением и исполнением. Когда мы используем термин "обучение", мы подразумеваем приобретение компетенции для осуществления каких-либо действий, вне зависимости от того, осуществлялись ли они в действительности. В этой связи необходимо заметить, что поощрения и наказания влияют и на обучение, и на исполнение. Но методы поощрения и наказания, действенные для обучения совсем необязательно будут являться таковыми для исполнения.

Существуют положительное и отрицательное поощрение. Создание для работника желаемого стимула является положительным поощрением. Если же мы убираем нежелательный стимул, то имеет место отрицательное поощрение. Заметим, что отрицательное поощрение увеличивает вероятность повторения варианта поведения, и, поэтому не должно быть смешиваемо с наказанием, которое эту вероятность уменьшает. Наказание, в свою очередь, также может осуществляться в виде создания нежелательного стимула, либо же в виде уничтожения желательного стимула. Однако мы не употребляем терминов "положительное" или " отрицательное" наказание.

Поощрение является более правильным способом воздействия, так как оно однозначно указывает на то, какое поведение является желательным, тогда как наказание лишь определяет, какое поведение является нежелательным. Поэтому, чтобы наказание было эффективным, оно должно содержать четкое указание на то: какое поведение является правильным. С этой целью, оно должно: осуществляться немедленно после каждого возникновения нежелательного поведения и использоваться вместе с положительным поощрением желательного поведения.

Существуют также внутренние и внешние поощрения. Внутренние поощрения являются прямыми последствиями осуществления какого-либо действия. Это, например, ответственность или достижения. Внешние поощрения, напротив, таковыми не являются. Примерами могут служить зарплата или повышения.

Читайте также:
«Неформальное обучение сотрудников»
«Управление коллективом через общение с ним»
«Корпоративные вечеринки как средство контроля коллектива»
«Виды оплаты труда»
«Минимизация рисков, связанных с системой корпоративного управления»

Читайте также
  • Наперегонки с инфляцией: спринт, марафон или спортивная ходьба 2 Декабрь, 2016Хочется верить в лучшее. Наши «тренеры» понемногу переходят от «спортивной ходьбы» к изнурительному «марафону», обещая индексацию и в следующем году. Причем, грядущая индексация, просто пугает своими цифрами.
  • В обход стереотипов: секрет вашего успеха на собеседовании 1 Декабрь, 2016Если вы столкнулись с проблемой в уверенности благоприятного исхода вашего предстоящего собеседования, прочтите это до конца и… получите свою работу!
  • Работа на Новый год30 Ноябрь, 2016

    Начало декабря – отличное время, чтобы задуматься о новогодних и рождественских праздниках, а также о своей занятости на этот период времени. Некоторым специалистам к этому времени не удалось трудоустроится, но это вовсе не значит, что они в безвыходном положении. Для многих соискателей работа на Новый год – это возможность получить хорошую прибыль и заработок. Именно поэтому они оставляют на рождественский период большие надежды.


  • Отредактируйте свое резюме прямо сейчас!28 Ноябрь, 2016Очень часто соискатели сталкиваются с проблемой застоя в поиске трудоустройства. Это может происходить по разным на то причинам и одной из самых разрешимых является некачественно составленное резюме. Как известно, резюме обеспечивает первое знакомство соискателя с работодателем, именно поэтому оно должно быть безупречным и грамотным. Многие HR-менеджеры настоятельно рекомендуют всем соискателям перед рассылкой резюме вычитывать документ, а давно ищущим работу срочно отредактировать его.